Новости и аналитика Новости Минздрав России назвал основные ошибки при учете интеллектуальной собственности

Минздрав России назвал основные ошибки при учете интеллектуальной собственности

Минздрав России указал основные ошибки при учете интеллектуальной собственности
© bubbers  / Фотобанк 123RF.com

По итогам анализа результатов инвентаризации объектов интеллектуальной собственности Минздрав России довел до подведомственных ему учреждений рекомендации по учету объектов НМА, где выделил типичные ошибки, алгоритм их исправления и действия по минимизации рисков, связанных с постановкой объектов интеллектуальной собственности на баланс (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 2 октября 2024 г. № 27-4/872).

Рекомендации, приведенные в письме, могут быть использованы в ознакомительных целях всеми организациями бюджетной сферы.

Так, одной из типичных ошибок является несоответствие данных об объектах интеллектуальной собственности, отраженных в учете на счете 102 00 "Нематериальные активы", данным охранных документов. Например, на балансе учтены объекты НМА, по которым статус охранных документов принял значение "не действует", соответственно, такие объекты должны быть своевременно списаны с учета. На необходимость выверки показателей учета с данными государственных реестров и/или информационных систем в рамках проведения годовой инвентаризации на протяжении нескольких лет указывает и Минфин России. В частности, перечень зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих учреждению, можно найти в базах данных/открытых реестрах ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности".

В рамках алгоритма действий по устранению неточностей, связанных с постановкой объектов интеллектуальной собственности на баланс, Минздрав рекомендует:

  • сверить все действующие охранные документы учреждения с НМА, стоящими на балансе;
  • предусмотреть обязательный учет на балансе объектов интеллектуальной собственности, полученных за бюджетные средства, в частности по контрактам, госзаданию, грантам, научным программам, где предусмотрено получение РИД со сроком полезного использования более 12 месяцев;
  • прекратить уплачивать пошлины за поддержание исключительных прав в силе и списать с баланса объекты НМА, по которым нет коммерциализации и отсутствует ее перспектива, либо нет необходимости для внутреннего использования, либо принято комиссионное решение о нецелесообразности поддержания в силе исключительных прав на объекты. Исключение: объекты интеллектуальной собственности, полученные за бюджетные средства (регламентируется положениями договоров);
  • списать с баланса объекты НМА, по которым исключительные права перешли в общественное достояние ввиду статуса "не действует";
  • провести переоценку, корректировку стоимости НМА согласно полученным расчетам по затратному подходу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, стоящих на балансе учреждений в связи с неверно указанной стоимостью НМА (балансовая стоимость ниже затрат, понесенных на создание объекта).

Причем перечисленные вопросы решаются комиссионно, например, входят в компетенцию комиссии по интеллектуальной собственности.

Для минимизации рисков следует четко придерживаться положений Стандарта "Нематериальные активы", в частности касающихся критериев признания объектов и определения их первоначальной стоимости, а также – проводить инвентаризацию объектов НМА не реже 1 раза в год для выявления несоответствий при ведении бухгалтерского учета учреждением. Напомним, что Стандарт "Нематериальные активы" предусматривает проведение годовой инвентаризации объектов НМА, по результатам которой уточняется срок их полезного использования, в том числе объектов НМА с неопределенным сроком полезного использования в случае изменения факторов и/или условий их использования.

Также Минздрав России советует:

  • заблаговременно принимать комиссионное решение о целесообразности сохранения правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, так как внутренняя процедура оплаты пошлин может затягиваться, а патенты могут переходить в "пограничные" статусы, что понижает его коммерческую привлекательность;
  • учитывать возможные льготы за первые периоды поддержания действия патента в силе при уплате пошлин;
  • привязывать сроки поддержания патента в силе к жизненному циклу продукта, в котором воплощается патент, а не к льготным режимам поддержания его действия, обеспечивать преемственность технологических цепочек.

Документы по теме:

Приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы"

Читайте также: