Новости и аналитика Новости КС РФ напомнил правила возврата средств за неиспользованный авиабилет

КС РФ напомнил правила возврата средств за неиспользованный авиабилет

КС РФ напомнил правила возврата средств за неиспользованный авиабилет
© 9dreamstudio / Фотобанк 123RF.com

В Конституционный Суд РФ поступила жалоба на нормы Воздушного кодекса РФ и Федеральных авиационных правил № 82 о возврате провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, и уведомления об этом перевозчика до окончания регистрации на рейс (Определение Конституционного Суда РФ от 9 июля 2024 г. № 1761-О).

Поводом для обращения в Конституционный Суд РФ стали неутешительные итоги судебного спора с авиакомпанией – у заявительницы были куплены билеты на самолет (вылет 17 февраля – в Самару, и 19 февраля – в Санкт-Петербург), но из-за болезни маленького ребенка, который никуда лететь не должен был, она не смогла воспользоваться билетами и сама.

При этом деньги за обратный рейс (в Санкт-Петербург 19 февраля) ей все же вернули, а вот за первый рейс – нет. Суды согласились с тем, что авиакомпания действовала правомерно: билеты для заболевшего ребенка не приобретались и лететь теми же рейсами он не должен был. При этом больничный на маму был оформлен только с 19 февраля.

По мнению заявительницы, спорные нормы Воздушного кодекса РФ и ФАП № 82 не соответствуют Конституции РФ (статьям 38 об охране материнства и детства, обязанности родителей заботиться о детях и 41 о праве на охрану здоровья), – поскольку они не предусматривают возможности вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью его ребенка, нуждающегося в уходе и не следующего совместно с таким пассажиром на воздушном судне.

Предварительное изучение жалобы и подготовку заключения по нему проводил судья Конституционного Суда РФ А.Ю. Бушев.

Конституционный Суд РФ не усмотрел основания для принятия жалобы к рассмотрению, однако огласил следующую правовую позицию:

  • по общему правилу, в гражданско-правовых отношениях с организациями и ИП граждане (потребители) являются экономически более слабой и зависимой стороной, а потому нуждаются в предоставлении дополнительных преимуществ и защиты со стороны законодателя. Однако эти правоотношения с потребителями могут иметь и свои отраслевые особенности,
  • в частности, авиатранспорт, обеспечивающий не только единство экономического пространства в РФ, но и стратегические интересы страны, имеет свои особенности, обусловливающие его повышенную значимость для общества и государства. Поэтому преамбула Воздушного кодекса РФ определяет приоритеты при осуществлении госрегулирования этой отрасли, относя к ним обеспечение потребностей экономики в воздушных перевозках, а также обеспечение обороны и безопасности государства, охрану интересов государства, безопасность полетов воздушных судов;
  • введение "возвратных" и "невозвратных" билетов на самолет (в связи с изменением ст. 108 Воздушного кодекса РФ) произошло в 2014 году, при этом в деятельности авиакомпаний распространена практика, при которой цена "невозвратных" билетов в среднем ниже, чем цена аналогичных "возвратных". Сокращая свои расходы на покупку билета, пассажир принимает на себя и риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с невозможностью вернуть провозную плату;
  • при этом действующее законодательство допускает ее возврат в исключительных случаях и по "невозвратным" билетам, причем согласно п. 227 ФАП № 82 авиакомпания может признать отказ пассажира от поездки вынужденным по дополнительным основаниям, не предусмотренным Воздушным кодексом РФ;
  • таким образом, будучи направленным на защиту прав пассажиров и предоставление им дополнительных гарантий в случае отказа от воздушной перевозки по независящим от этих лиц (объективным) причинам, правовое регулирование, закрепленное спорными нормами, не выходит за рамки дискреции законодателя и – с учетом диспозитивного характера гражданского законодательства – само по себе не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права заявительницы, в чьем конкретном деле суд исходил в том числе из того, что листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком на дату вылета из Санкт-Петербурга в Самару – 17 февраля не был открыт на имя заявительницы, а был открыт с 19 февраля того же года (притом что плата за перевозку по маршруту Самара – Санкт-Петербург была ей возвращена полностью).
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Воздушный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Работодатель вправе вести видеосъемку в целях контроля за безопасностью работ

Работодатель вправе вести видеосъемку в целях контроля за безопасностью работ

Минтруд России привел примеры из судебной практики.

Фирму могут не зарегистрировать при несоответствии ее наименования нормам ГК РФ

Фирму могут не зарегистрировать при несоответствии ее наименования нормам ГК РФ

При этом запрет на включение в фирменное название юрлица определенных наименований не распространяется на НКО.

Хозяйка покусанного дворнягой питбуля взыскала с города компенсацию

Хозяйка покусанного дворнягой питбуля взыскала с города компенсацию

Суд обязал центр управления численностью безнадзорных животных возместить стоимость лечения пострадавшей собаки и моральный ущерб.

ФНС России напомнила правила округления фиксированных авансовых платежей

Налоговики рассказали о порядке округления фиксированных авансовых платежей

Авансовые платежи по НДФЛ для работающих по патенту иностранных граждан ежегодно индексируются на коэффициент-дефлятор и на региональный коэффициент.