Новости и аналитика Новости Что нужно учитывать учреждению при закупке стройматериалов?

Что нужно учитывать учреждению при закупке стройматериалов?

Что нужно учитывать учреждению при закупке стройматериалов?
© mihalec / Фотобанк 123RF.com

В новости от 11 июля мы рассказали о том, что осуществление расходов, относящихся на подстатьи 344, 347 и 228 КОСГУ, при определенных обстоятельствах будет признаком нарушений. Не исключено, что многие зададутся вопросом о причинах претензий. И если признаки дробления закупок – заключение нескольких контрактов, представляющих собой одну единую сделку, то, казалось бы, использование подстатей 344 и 347 КОСГУ вполне может быть оправдано в тех случаях, когда работы выполняются силами работников учреждения или безвозмездно. Что же нужно учитывать должностным лицам учреждения, принимая подобные решения?

Одной конкретной нормой запрет на приобретение материалов и комплектующих, которые будут использоваться для изготовления / создания инвентарного объекта хозяйственным способом, не установлен и установлен быть не может. Но, принимая такие решения, должностные лица организаций бюджетной сферы должны будут обосновать, почему весь комплекс строительных/ремонтных работ не может быть выполнен силами подрядных организаций.

Дело в том, что потребность в строительных / ремонтных работах не может быть удовлетворена посредством закупки необходимых для выполнения таких работ материалов / комплектующих. Подобный подход может быть обоснованным только в том случае, если заказчик осуществляет вид деятельности, в рамках которого будут использованы строительные материалы/комплектующие. При этом виды деятельности, предусмотренные уставом государственного/муниципального учреждения, не могут определяться произвольно. Подробно об этом – здесь.

Одновременно нужно четко разграничивать потребность в работах по техническому обслуживанию зданий и объектов и в работах по текущему/капитальному ремонту зданий и помещений. В том случае, если в штате учреждения есть рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, к должностным обязанностям которого относится в том числе устранение повреждений и неисправностей, приобретение учреждением материалов, которые могут быть отнесены к строительным, будет оправдано. Не исключено, что и выполнение работ по текущему ремонту может быть поручено соответствующему штатному работнику. Но следует учитывать, что заключение с ним договора гражданско-правового характера уже будет признаком дробления закупок. Соответственно, на этапе планирования расходов необходимо проанализировать как должностные инструкции штатных работников, так и требования отраслевых НПА к содержанию и ремонту объектов, включая требования к безопасности их эксплуатации.

Учитывать при принятии подобных решений нужно еще и риски возмещения ущерба (дополнительных расходов) в том случае, если причиной его станет ненадлежащее выполнение работ. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы предусмотрена непосредственно положениями ГК РФ. Однако гарантия качества не распространяется на результат работ по договору строительного подряда, если недостатки обусловлены ненадлежащим качеством материала, предоставленного заказчиком. Поэтому в том случае, если учреждение закупает строительные материалы или комплектующие самостоятельно, безусловно утверждать о достижении какой-либо экономии нельзя: в случае ненадлежащего выполнения работ дополнительные расходы скорее всего с подрядчика взыскать не получится. Более того, для устранения недостатков придется в срочном порядке изыскивать средства, а это может поставить под угрозу своевременное исполнение учреждением иных обязательств. Иными словами, дополнительные расходы могут потребоваться для:

  • устранения недостатков в результате работ ненадлежащего качества;
  • возмещения ущерба третьим лицам в том случае, если он причинен в результате ненадлежащего качества выполнения работ;
  • уплаты штрафных санкций за несвоевременное исполнение других обязательств, просрочка исполнения которых обусловлена недостаточностью средств из-за возникновения "непредвиденных" расходов.

Исключение подобного рода рисков – одна из задач внутреннего контроля. Подробно о том, почему именно руководитель должен быть заинтересован в организации системы внутреннего контроля, читайте в новостном материале.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Когда КОСГУ станет индикатором нарушений при малых закупках?

Когда КОСГУ станет индикатором нарушений при малых закупках?

Для контролирующих органов расходы по 344, 347 и 228 КОСГУ могут стать поводом для оценки обоснованности заключения договоров с единственным поставщиком.

Минфин России планирует отменить Инструкцию № 157н с 1 января 2026 года

Минфин России планирует отменить Инструкцию № 157н с 1 января 2026 года

Это связано с переходом бюджетной сферы на федеральные стандарты.

Когда при расчете прибыли учесть переплату имущественного налога

Когда при расчете прибыли учесть переплату имущественного налога

Специалисты Минфина России также напомнили, что при уточнении расчетов корректировка приводит к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного периода.