Банкротный мораторий помог больнице снизить пени при возврате "нецелевки"
© 5second / Фотобанк 123RF.com |
ТФОМС потребовал от больницы возвратить более 90 млн руб средств ОМС, израсходованных не по целевому назначению, – учреждение не представило к проверке подтверждающие документы, а против должностных лиц больницы было открыто уголовное дело по фактам растраты и присвоения денег. Кроме того, Фонд выписал больнице штраф в размере 1/10 этой суммы и начислил пени за просрочку возврата средств ОМС (пеней "набежало" на сумму более 14,5 млн руб.) (Определение Верховного Суда РФ от 11 июня 2024 г. № 304-ЭС24-8492).
Суды всех инстанций согласились с тем, что больница должна возвратить в полном объеме заявленную сумму "нецелевки". Однако одновременно суды значительно – в несколько раз – снизили сумму взыскиваемых с больницы пеней и штрафа.
Во-первых, с 1 апреля 2022 на шесть месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в период действия которого не должны начисляться пени, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также иные финансовые санкции за просрочку исполнения обязательств, которые возникли до 1 апреля 2022 г. (а в данном случае часть периода начисления пеней в данном случае пришлась как раз на 2022 г. год). ТФОМС возражал: действие Закона о банкротстве, в соответствии с которым вводился мораторий, распространяется лишь на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными / банкротами в соответствии с ГК РФ. Но судьи пришли к выводу, что данная норма применима и в рассматриваемой ситуации. Однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом; конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, то есть такие различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями. Введение банкротного моратория обусловлено необходимостью поддержки российской экономики и предполагает помощь всем субъектам экономического оборота. Так что у ТФОМС нет оснований для начисления пени за просрочку в возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, на период действия моратория. Таким образом сумма пеней уменьшилась на 1/3.
Во-вторых, суд напомнил о компенсационном характере неустойки, когда под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается выплата кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. При рассмотрении вопроса о снижении пени суд принял во внимание статус учреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений и степень вины больницы, и пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера пени еще в 10 раз.
Всего с 14,5 млн рублей сумму пеней удалось уменьшить до без малого 1 млн рублей. Суд счел, что указанная сумма компенсирует потери ТФОМС в связи с несвоевременным исполнением больницей обязательств по возврату "нецелевки" и является справедливой, достаточной и соразмерной, поскольку взыскание пени служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
Аналогичный подход судьи продемонстрировали и в отношении штрафных санкций. Штраф, как мера обеспечения обязательств, так же носит компенсационный характер. Ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, а санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер. Суд решил снизить штраф также в 10 раз.
Верховный Суд РФ согласился с выводами нижестоящих инстанций и отказал ТФОМС в пересмотре дела.