Новости и аналитика Новости 5 популярных вопросов бухгалтеров при заполнении таблиц в пояснительной записке

5 популярных вопросов бухгалтеров при заполнении таблиц в пояснительной записке

5 популярных вопросов бухгалтеров при заполнении таблиц в пояснительной записке
© traimak / Фотобанк 123RF.com

Впервые новые таблицы в составе Пояснительной записки (ф. 05031600503760) к бюджетной / бухгалтерской отчетности появились в составе годовой отчетности – 2023. Однако в отличие от ранее утвержденных таблиц, часть новых форм необходимо заполнять не раз в год, но и при формировании квартальной отчетности. В разгар отчетной кампании за полугодие - 2024 мы собрали 5 самых популярных вопросов, которые возникли у бухгалтеров при заполнении таблиц.

1

Какие таблицы Пояснительной записки следует сформировать в составе квартальной отчетности?

Таблицы, которые согласно Инструкциям № 191н и 33н имеют иную периодичность представления, формируются в составе квартальной отчетности при наличии показателя в таблице и / или в той отчетной форме квартальной отчетности, сведения из которой раскрываются в конкретной таблице. Единственное исключение – Таблица "Причины увеличения просроченной задолженности", для которой установлена конкретная периодичность ее формирования:

Бухгалтерская отчетность АУ / БУ

Консолидированная отчетность АУ / БУ,
формируемая
учредителем / ГРБС

Бюджетная отчетность ПБС
(АДБ, АИФДБ)

Консолидированная отчетность ГРБС

Таблица № 9

при наличии поясняемого показателя на отчетную дату

Таблица № 9 не формируется в составе сводной Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760)

Таблица № 13

при наличии поясняемого показателя на отчетную дату

В составе сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) Таблица № 13 формируется по строкам 010, 020 и 030 при наличии показателей на отчетную дату у ПБС, входящих в периметр консолидации

Таблица № 10

при наличии поясняемого показателя на отчетную дату

Таблица № 10 не формируется в составе сводной Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760)

Таблица № 14

при наличии поясняемого показателя на отчетную дату

Таблица № 14

формируется при наличии данной таблицы на отчетную дату у ПБС, входящих в периметр консолидации

при наличии просроченной задолженности на отчетную дату Таблица № 11

формируется ежеквартально, за исключением отчетности на 1 апреля

при наличии просроченной задолженности на отчетную дату у АУ/БУ, входящих в периметр консолидации,

Таблица № 11 формируется в составе сводной Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) ежеквартально, за исключением отчетности на 1 апреля

при наличии просроченной задолженности на отчетную дату Таблица № 15 формируется ежеквартально, за исключением отчетности на 1 апреля

при наличии просроченной задолженности на отчетную дату у ПБС, входящих в периметр консолидации,

Таблица № 15 формируется в составе сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) ежеквартально, за исключением отчетности на 1 апреля

Таблица № 12

при наличии поясняемого показателя на отчетную дату

Таблица № 12 не формируется в составе сводной Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760)

Таблица № 16

при наличии поясняемого показателя на отчетную дату

Таблица № 16 не формируется в составе сводной Пояснительной записки (ф. 0503160)

 

ГРБС не следует забывать, что они формируют два комплекта бюджетной отчетности:

Соответственно, только при формировании консолидированной бюджетной отчетности ГРБС не составляют и не представляют в финорган / вышестоящему субъекту консолидированной отчетности сводную Таблицу № 16. А вот при формировании индивидуальной отчетности "за себя" как за самостоятельное юридическое лицо и участника бюджетного процесса, исполняющего полномочия ПБС, для ГРБС действуют правила, определенные при составлении отчетности для ПБС, с формированием всех необходимых таблиц в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) индивидуальной бюджетной отчетности органа власти / местного самоуправления.

Аналогичное правило действует и для финоргана – именно при формировании консолидированной отчетности Таблицы № 13, 14, 15 и 16 не составляются.

2

Где отражать сведения о "пустых" отчетных формах?

Если при формировании квартальной отчетности отдельные отчетные формы, входящие в состав квартальной отчетности согласно периодичности их представления, не сформированы по причине отсутствия в них числовых значений показателей, информация об отсутствии в составе бухгалтерской/бюджетной отчетности таких форм подлежит отражению:

  • АУ/БУ в строке 020 Таблицы № 12 "Прочие вопросы деятельности учреждения" Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) в разрезе отчетов, видов финансового обеспечения, видов задолженности. Пример см. здесь;

ПБС в строке 040 Таблицы № 16 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" Пояснительной записки (ф. 0503160) в разрезе отчетов, видов задолженности и КФО. Пример см. здесь.

Обратите внимание – таблицы из состава Пояснительной записки тоже являются формой отчетности. И, несмотря на тот факт, что не всегда в таблицах предусмотрено раскрытие числовых значений, а также на отсутствие для части таблиц конкретной периодичности их представления, рекомендуем при отсутствии в них пояснений, то есть из-за отсутствия показателей, также включать "пустые" таблицы в список непредставленных форм и отражать информацию об их непредставлении на отчетную дату из-за отсутствия в них показателей, нуждающихся в пояснениях, в таблице "Прочие вопросы деятельности учреждения/субъекта бюджетной отчетности".

Таким образом, при формировании квартальной отчетности, если все показатели, предусмотренные таблицами, не имеют текстовых или числовых значений:

  • ПБС в строку 040 Таблицы № 16 следует включать Таблицы № 13, № 14, № 15;
  • АУ/БУ в строку 020 Таблицы № 12 необходимо включать Таблицы № 9, № 10, № 11.

Но учтите один нюанс: поскольку для Таблицы "Причины увеличения просроченной задолженности" установлена конкретная периодичность ее формирования, включать ее в перечень "пустых" форм следует при формировании квартальной отчетности на 1 июля и 1 октября.

А вот учредителю/ГРБС при формировании консолидированной отчетности по-прежнему придется перечень непредставленных форм раскрывать в разделе 5 текстовой части сводной Пояснительной записки как иную существенную информацию, характеризующую показатели бухгалтерской/бюджетной отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в Пояснительную записку – ведь таблицу "Прочие вопросы деятельности учреждения/субъекта бюджетной отчетности" в составе сводной Пояснительной записки (ф. 05031600503760) ГРБС не формирует.

3

Как составить Таблицу "Причины увеличения просроченной задолженности"?

Информация о просроченной задолженности на отчетную дату, то есть задолженности, по которой в срок, предусмотренный правовым основанием ее возникновения, обязательства кредитором/дебитором не исполнены, раскрывается:

В графе 4 Таблицы указывается соответствующий номер счета бухгалтерского учета (26 знаков) согласно графе 1 раздела 1 Сведений (ф. 0503169, 0503769), по которому отражена просроченная задолженность на конец отчетного периода. Обратите внимание – номер счета должен содержать коды бюджетной классификации, актуальные на отчетную дату. При условии уточнения КБК вследствие изменений кодов бюджетной классификации номер счета должен быть приведен в соответствие как в Сведениях (ф. 0503169, 0503769), так и в Таблице "Причины увеличения просроченной задолженности".

При этом в таблице допустимо отражать промежуточные итоги по кодам счетов (9 знаков), то есть в структуре, предусмотренной Сведениями (ф. 0503169, 0503769).

По каждому номеру счета необходимо сравнить суммы задолженности в графах 11 и 14 раздела 1 Сведений (ф. 0503169, 0503769), и если просроченная задолженность на отчетную дату увеличилась по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого отчетного года (гр. 11 > гр. 14 в разделе 1 ф. 0503169 / 0503769) – описать причины увеличения просроченной задолженности в графе 6 Таблицы.

А вот если просроченная задолженность на отчетную дату уменьшилась или не изменилась по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого отчетного года (гр. 11 <= гр. 14 в разделе 1 ф. 0503169 / 0503769), графа 6 Таблицы не заполняется, если иное не установлено ГРБС/финорганом.

Поскольку дополнительные критерии определения показателей в Таблице вправе установить ГРБС / финорганы, в целях мониторинга и анализа работы с просроченной задолженностью субъект консолидированной отчетности может определить, что пояснения в графе 6 Таблицы следует отразить не только в случае увеличения, но и в случае уменьшения просроченной задолженности для оценки эффективности мероприятий по снижению ее объемов.

4

Нужно ли АУ / БУ пояснять информацию об отложенных обязательствах при формировании Таблицы № 9?

В строке 020 Таблицы № 9 раскрывается информация о принятых учреждением обязательствах и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в соответствующих годах, следующих за отчетным годом. То есть необходимо расшифровать показатели из граф 6 и 8 строк 800 и 900 раздела 3 Отчета (ф. 0503738, 503738-НП) по годам исполнения, КФО, КВР (АнКВИ в части выплат) и суммам. При этом исходя из буквального прочтения значения показателя в строке 020 Таблицы № 9 отражать информацию об отложенных обязательствах не следует. А значит, при раскрытии информации об обязательствах очередных лет нужно сравнить итоговые показатели в строке 020 Таблицы № 9 с показателями раздела 3 Отчета (ф. 0503738, 503738-НП) по графе 6 строки 800 за минусом отложенных обязательств, отраженных в строке 860 и формирующих в том числе показатель по строке 800. Однако напомним – иной подход в качестве дополнительного критерия раскрытия информации вправе определить субъект консолидированной отчетности – учредитель/финорган.

5

. Нужно ли отражать пояснения в текстовой части Пояснительной записки, если такая информация содержится в таблице в составе Пояснительной записки к бухгалтерской / бюджетной отчетности?

Если информация в полном объеме раскрыта в одной из таблиц или приложений к Пояснительной записке (ф. 05031600503760), то дублировать такую информацию в текстовой части Пояснительной записки (ф. 05031600503760) не требуется. Новые таблицы являются отчетными формами, входят в состав Пояснительной записки (ф. 05031600503760) наравне с текстовой частью и относятся к конкретному разделу Пояснительной записки (ф. 05031600503760). А значит, информация по разделам раскрывается в Пояснительной записке (ф. 05031600503760) путем совмещения текстовой части и таблиц. Дублирование в текстовой части Пояснительной записки информации из таблицы, входящей в ее состав, не предполагается Инструкциями по отчетности, а также Стандартом "Концептуальные основы...", поскольку затраты на представление информации в отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования. Аналогичный подход применяется и в отношении приложений, входящих в состав Пояснительной записки – на это не раз обращали внимание специалисты финансового ведомства.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Читайте также:

До 1 августа можно подать заявление на финансирование предупредительных мер

До 1 августа можно подать заявление на финансирование предупредительных мер

Как и прежде, работодатели смогут получить финансирование на профилактику производственного травматизма в размере до 20%.

ФНС России уточнила методику оценки финансово-хозяйственного состояния юрлиц

ФНС России уточнила методику оценки финансово-хозяйственного состояния юрлиц

Оценка проводится на базе личного кабинета налогоплательщика.