Новости и аналитика Новости Планируемая амнистия при отказе от дробления бизнеса: основные параметры

Планируемая амнистия при отказе от дробления бизнеса: основные параметры

Планируемая амнистия при отказе от дробления бизнеса: основные параметры
© gdolgikh / Фотобанк Фотодженика

30 мая Правительство РФ одобрило внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также корректировки в НК РФ и соответствующие изменения в БК РФ (см. новость от 3 июня 2024 г.). Законопроекты внесены в Госдуму 3 июня (Проект федерального закона № 639663-8).

Рассмотрим предложенные поправки об амнистии для организаций, добровольно отказавшихся от дробления бизнеса.

Впервые на законодательном уровне дается определение дробления бизнеса (далее по тексту – также ДБ). Это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов.

Суть амнистии состоит в том, что обязанность по уплате налогов, пеней, налоговых штрафов, возникшая за 2022 - 2024 гг. в результате дробления бизнеса налогоплательщиков, может быть прекращена при добровольном отказе такими лицами от ДБ в 2025 и 2026 гг при соблюдении определенных условий. Под добровольным отказом от дробления бизнеса понимается исчисление и уплата налогов лицами, применяющими ДБ, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц.

Отметим основные моменты:

1. Амнистия не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенные по результатам налоговых проверок и вступившие в силу до 1 января 2025 г.

2. С 1 января 2025 г. приостанавливается вступление в силу решений, вынесенных по результатам налоговых проверок за 2022 – 2024 гг. в части правонарушений, являющихся дроблением бизнеса.

3. Если в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, не вступившем в силу на 1 января 2025 г., вынесенном по итогам налоговых проверок за 2022 – 2024 гг, был установлен факт ДБ, при условии, что по результатам выездных налоговых проверок (в случае их назначения) за 2025 и 2026 гг факт дробления бизнеса не установлен, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, установленная по результатам проверок за 2022 – 2024 гг в связи с ДБ, прекращается с момента вступления в силу решений о привлечении (об отказе) к ответственности, вынесенных по результатам ВНП за 2025 и 2026 гг.

При установлении факта частичного добровольного отказа от ДБ в налоговых периодах 2025 и 2026 гг обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, установленная по результатам налоговых проверок за 2022 – 2024 гг, прекращается в соответствующей части.

4. Если ВНП за 2025 и 2026 гг налоговыми органами не назначена, то обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращается с 1 января 2030 года.

5. Если по результатам ВНП за 2025 и 2026 гг установлен факт дробления, то решение по результатам налоговой проверки за 2022 - 2024 гг в этой части, не вступившее в силу в соответствии с ч. 4 ст. 5 Законопроекта, вступает в силу одновременно с вступлением в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятого по результатам ВНП за 2025 и 2026 гг.

6. Если налогоплательщик отказался от ДБ в 2025 и (или) 2026 гг только после вынесения решения о проведении ВНП за эти налоговые периоды, обязанность по уплате налогов за 2022 – 2023 гг, пеней, штрафов за налоговые правонарушения, связанные с ДБ, может быть прекращена при условии добровольного отказа от ДБ также за 2024 год до даты вступления в силу по указанной проверке решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, связанного с дроблением бизнеса.

Кроме того, предложены особенности оформления решений по проверкам, других действий налоговых органов, связанных с амнистией, а также правила амнистии при реорганизации или ликвидации бизнеса.

Напомним, что мы уже рассказывали о других изменениях в налогообложении, предложенных Правительством. В процессе принятия законопроекта параметры могут меняться, мы будем держать вас в курсе.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также: