Новости и аналитика Новости Перечисление бюджетных средств третьему лицу: когда такое возможно?

Перечисление бюджетных средств третьему лицу: когда такое возможно?

Перечисление бюджетных средств третьему лицу: когда такое возможно?
© EdZbarzhyvetsky / Фотобанк Фотодженика

Недавно мы рассказывали о том, что перечисление бюджетных средств лицу, не являющемуся стороной договора / соглашения, противоречит законодательству РФ. Аналогичный подход распространяется на исполнительные документы – перечисление средств по реквизитам, отличных от реквизитов взыскателя, не допускается. Такой запрет исключает риски недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов взыскателя исходя из положений БК РФ при перечислении сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Данная позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. № 13.(Решение Арбитражного суда Ярославской области от 27 апреля 2024 г. по делу № А82-8477/2023)

Но из данного правила есть исключения. Так, возникшее на основании государственного или муниципального контракта денежное обязательство может быть исполнено не только посредством перечисления денежных средств по реквизитам контрагента, указанным в контракте, но и на депозитный счет подразделения ФССП России. Дело в том, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника не является обращением взыскания на средства бюджета, в рамках которого установлен специальный правовой режим – иммунитет бюджетов. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с нормами Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях (постановление Девятого ААС от 28.11.2023 № 09АП-73926/23).

Целью обращения взыскания на дебиторскую задолженность является недопущение исполнения дебитором (учреждением-заказчиком) денежного обязательства перед должником (исполнителем, поставщиком, подрядчиком) в исполнительном производстве непосредственно должнику вне контроля со стороны пристава (постановление Одиннадцатого ААС от 4 марта 2022 № 11АП-218/22).

Причем само по себе постановление судебного пристава не является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства – основанием для его возникновения является контракт. Перечисление денежных средств на депозитный счет ФССП не изменяет порядок проведения кассовых операций, поскольку не обязывает производить списание денежных средств не от имени и без поручения учреждения-заказчика. Аналогичной позиции судебные инстанции придерживаются и в отношении денежных обязательств по контрактам, заказчиками в рамках которых являются бюджетные и автономные учреждения (постановление Одиннадцатого ААС от 26.08.2022 № 11АП-11693/22).

Документы по теме:

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

Читайте также: