Новости и аналитика Новости 10 типичных нарушений при ведении бюджетной сметы: кого и за что штрафуют

10 типичных нарушений при ведении бюджетной сметы: кого и за что штрафуют

10 типичных нарушений при ведении бюджетной сметы: кого и за что штрафуют
© SergeyNivens  / Фотобанк Фотодженика

Нарушения, связанные с формированием, изменением и утверждением бюджетной сметы, – без преувеличения, одни из самых распространенных. А потому суды часто рассматривают жалобы должностных лиц ПБС, привлеченных к ответственности по ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ. Напомним, данная норма предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 рублей. Подобные судебные разбирательства мы регулярно освещаем в новостной ленте.

Однако ревизоры вновь и вновь сталкиваются с недочетами в работе с бюджетными сметами, а суды поддерживают их, привлекая к ответственности должностных лиц, виновных в таких нарушениях. Заметим, оштрафовать могут и директора казенного учреждения, и бухгалтера, и руководителя структурного подразделения местной администрации...

Мы проанализировали судебную практику за 2023 год и первые месяцы текущего года и предлагаем подборку типичных ошибок, допущенных при работе с бюджетными сметами. И начнем с разбирательств, поводом для которых стало несоблюдение ПБС требований БК РФ к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.

1. Как оказалось, некоторые позволяют себе вообще не составлять плановые документы. Так, ревизоры установили, что казенное учреждение целый год работало в отсутствие бюджетной сметы. Виновным суд признал руководителя учреждения, поскольку именно он, будучи обязанным осуществлять контроль за соблюдением финансовой и учётной дисциплины, не обеспечил разработку и утверждение бюджетной сметы учреждения на финансовый год. Штраф – 10 тыс. рублей (постановление Ольского райсуда Магаданской области от 17 декабря 2023 г. по делу № 5-504/2023). А вот к главе муниципального образования, в полномочия которого входило утверждение бюджетной сметы муниципального совета, суд отнесся более снисходительно. За бездействие - глава не утвердил бюджетную смету - суд вынес ему предупреждение (решение Ленинского райсуда г. Санкт-Петербурга от 26 октября 2023 г. по делу № 12-718/2023).

2БК РФ установлено, что бюджетная смета КУ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном ГРБС, в ведении которого оно находится, в соответствии с Общими требованиями Минфина России. А если такой документ ГРБС не издал? Суд привлек к ответственности руководителей казенных учреждений за то, что они не утвердили бюджетные сметы. Но ситуация оказалась не так проста: порядок составления и утверждения бюджетных смет вышестоящей организацией не принят, а сметы для подведомственных "казенок" утвердил руководитель органа-ГРБС. Ссылаясь на Общие требования, согласно которым бюджетная смета утверждается именно руководителем КУ (кроме случаев передачи полномочий ГРБС), суд оштрафовал каждого из них на 10 тыс. рублей (решения Якутского горсуда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2024 г. по делу № 12-26/2024 и от 2 ноября 2023 г. по делу № 12-1099/2023). А вот другой судья этого же суда, рассматривая схожее дело о привлечении руководителя КУ к ответственности, подошел к этому более скрупулезно. Во-первых, заглянул в Устав учреждения, где прописано, что бюджетную смету для казенного учреждения утверждает орган-учредитель. Во-вторых, выяснил, что приказом ГРБС до бюджетополучателей были доведены ЛБО на год, а уполномоченным лицам дано указание составить и направить ПБС сметы, утвержденные руководителем органа-ГРБС. Таким образом, главный распорядитель возложил на себя обязательство по утверждению бюджетной сметы для учреждения - при таких обстоятельствах вины руководителя КУ нет (решение Якутского горсуда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 г. по делу № 12-1270/2023)

3. Частым нарушением является несоответствие показателей бюджетной сметы доведенным ЛБО. Утверждение бюджетной сметы на сумму, меньшую / большую, чем доведенный объем лимитов, стало поводом для штрафа на руководителя КУ (постановление Мирового судьи с/у № 1 Новоалександровского района Ставропольского края от 18 марта 2024 г. № 5-134/24), а также ответственных за ведение бюджетной сметы начальника отдела административно-финансового обеспечения регионального министерства (решение ВС Республики Карелия от 18 октября 2023 г. по делу № 21-200/2023) и ведущего экономиста КУ (решение Абаканского горсуда Республики Хакасия от 10.05.2023 по делу № 12-414/2023). То же касается и сумм изменений в смету - они также должны соответствовать дополнительно доведенным (при увеличении сметы) или отозванным (при уменьшении сметы) объемам ЛБО (решение Мирнинского райсуда Республики Саха (Якутия) от 24.08.2023 по делу № 12-44/2023).

4. Не менее часто ревизоры сталкиваются с отсутствием обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, при том что такие расчеты являются неотъемлемой частью сметы, – она составляется на их основании. Так, главного бухгалтера учреждения оштрафовали за отсутствие обоснований (расчетов) к смете (постановление Ольского районного суда Магаданской области от 14.02.2023 по делу № 5-1/2023), а за отсутствие обоснований (расчетов) к изменениям сметы - директора КУ (решение Нижегородского райсуда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 22.11.2023 по делу № 12-791/2023) и главбуха (постановление Ольского районного суда Магаданской области от 14.02.2023 по делу № 5-1/2023).

5. Отдельная категория нарушений – несоответствие показателей бюджетной сметы сумма в обоснованиях (расчетах). По итогам одного из разбирательств за составлении бюджетной сметы не на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей оштрафовали главбухе учреждения (решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 06.06.2023 по делу № 12-0677/2023).

Нередко при изменении показателей сметы учреждения забывают, что такие же корректировки должны найти отражение в обоснованиях (расчетах). Внесение изменений в бюджетную смету без корректировки обоснований (расчетов) стоили штрафа руководителю казенного учреждения (постановление Мирового судьи с/у № 1 Воскресенского района Саратовской области от 09.04.2024 № 5-54/24). В отдельных случаях за изменение показателей бюджетной сметы без соответствующих обоснований (расчетов) суд может ограничиться предупреждением (постановление Мирового судьи с/у № 1 Самойловского района Саратовской области от 15.04.2024 № 5-78/24).

6Сроки утверждения бюджетной сметы установлены Общими требованиями Минфина России. Отсутствие даты утверждения на документе может свидетельствовать о нарушении установленного срока утверждения сметы и в итоге стоить руководителю учреждения штрафа в 10 тыс. рублей (постановление Мирового судьи с/у № 113 Абинского района Краснодарского края от 14.03.2024 № 5-90/24).

7. Еще одна категория нарушений, связанная со сроками, – несвоевременное внесение изменений в бюджетную смету. Так, за подобное нарушение суд оштрафовал на 10 тыс. рублей начальника финотдела регионального управления ФАС (постановление Четвертого КСОЮ от 25.08.2023 по делу № 16-3303/2023), руководителя учреждения (решение Ленинского райсуда г. Владивостока Приморского края от 24.01.2023 по делу № 12-18/2023), начальника отдела КУ (постановление Мирового судьи с/у № 100 г. Москвы от 25.03.2024 № 5-271/24). Иногда штраф заменяют предупреждением (постановление Мирового судьи с/у № 6 Фрунзенского судебного района г. Иваново Ивановской области от 17.04.2024 № 5-242/24).

8. Достаточно часто ПБС невнимательно относятся к применению форм, по которым должны быть составлены бюджетная смета и обоснования (расчеты) к ней. Эти формы устанавливает ГРБС, периодически изменяя их и расширяя перечень обоснований. Использование неактуальных форм тоже оборачивается для должностных лиц, ответственных за составление сметы, административным штрафом (решение Волоколамского горсуда Московской области от 05.02.2024 по делу № 12-63/2024, постановление Мирового судьи с/у № 113 Абинского района Краснодарского края от 14.03.2024 № 5-90/24решение Абаканского горсуда Республики Хакасия от 10.05.2023 по делу № 12-414/2023, постановление Ольского райсуда Магаданской области от 14.02.2024 по делу № 5-1/2023).

9. Согласно Общим требованиям Минфина России показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией по КВР. Нарушение порядка применения бюджетной классификации едва не стоило штрафа начальнику финотдела сельской администрации, но апелляционный суд отменил решение коллег первой инстанции и ограничился устным замечанием (постановление Четвертого КСОЮ от 10.01.2023 по делу № П16-13/2023[16-1526/2022]).

10.  ГРБС может потребовать также дополнительную детализацию показателей сметы. И тогда отсутствие такой детализации является нарушением порядка составления и ведения сметы с вытекающими последствиями в виде штрафа. Так, например, за отсутствие детализации в разрезе КОСГУ суд наказал главного бухгалтера (постановление Ольского районного суда Магаданской области от 14.02.2023 по делу № 5-1/2023).

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также: