Новости и аналитика Новости Зарплата начальника отдела экспертизы нетрудоспособности не должна финансироваться из средств ОМС

Зарплата начальника отдела экспертизы нетрудоспособности не должна финансироваться из средств ОМС

Зарплата начальника отдела экспертизы нетрудоспособности не должна финансироваться из средств ОМС
© AlexBush/ Фотобанк Фотодженика

Межрайонная больница не смогла оспорить акт комплексной проверки ТФОМС в части выводов о нецелевом расходовании средств ОМС на оплату труда некоторых работников больницы (Определение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2024 г. № 302-ЭС24-2790).

Отклоняя иск больницы, суды отметили следующее:

  • в части расходования средств ОМС на оплату труда начальника отдела экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы и ВМП, врачей-терапевтов и медсестер этого же отдела. Согласно п. 2 ст. 59 Закона № 323-ФЗ, экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично формирует листок нетрудоспособности на срок до 15 календарных дней включительно. Согласно п. 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н, одной из основных задач поликлиники является экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности. В соответствии с п. 5 Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, утв. приказом Минздрава России от 23 августа 2016 г. № 625н, экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом в установленных случаях) или врачебной комиссией медорганизации при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше срока, установленного действующим законодательством. Таким образом, врачи-специалисты из числа работников поликлиники при оказании медпомощи осуществляют также и экспертизу временной нетрудоспособности, выдачу и продление листков нетрудоспособности, в том числе в составе врачебных комиссий (подкомиссий);
  • при этом в соответствии с Положением о данном отделе, утвержденным главным врачом учреждения, отдел является структурным подразделением больницы и включает в себя два кабинета: 1) кабинет проведения подкомиссий экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы, 2) кабинет проведения подкомиссии врачебной комиссии по отбору на ВМП. Таким образом, целью функционирования отдела является организация деятельности соответствующих подкомиссий;
  • в должностной инструкции начальника отдела указано, что в его обязанности входит обеспечение проведения экспертизы временной нетрудоспособности пациентов врачами поликлиники и систематический контроль над ее качеством, организация работы по ведению документации, а согласно должностной инструкции медицинской сестры отдела одной из ее должностных обязанностей является ведение документации соответствующих комиссий и подкомиссий, ведение документации по экспертизе временной нетрудоспособности;
  • следовательно, указанные лица не осуществляют функции по непосредственному оказанию медицинской помощи, ее оказанием занимаются непосредственно врачи поликлиники;
  • кроме того, в перечень страховых случаев, финансируемых за счет средств ОМС, в том числе предусмотренных территориальной программой ОМС, экспертиза временной нетрудоспособности не входит. Наконец, проведение экспертизы временной нетрудоспособности не требует создания обособленного структурного подразделения;
  • в части расходования средств ОМС на оплату труда провизору и старшему провизору кабинета дополнительного лекарственного обеспечения. Провизор и старший провизор с учетом осуществляемых ими функций, трудовых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали, первичную медико-санитарную помощь не оказывали (они не относятся к лицам, оказывающим первичную медико-социальную помощь в соответствии с Положением об ее организации, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г № 543н);
  • кроме того, исходя из содержания Номенклатуры должностей медицинских и фармработников (действовавшей в спорный период) должности "провизор", "старший провизор" относятся к должностям фармацевтических работников, а согласно п. 14 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в трудовые обязанности фармработников входят торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка, изготовление и отпуск, а не оказание медицинской помощи;
  • в письме ФФОМС от 4 июня 2020 г. № 6136/30-4/4039 отражено, что оплата труда штатных фармацевтов и провизоров в доле расходов медорганизации, приходящихся на медицинскую помощь, включенную в базовую программу ОМС, может осуществляться за счет средств ОМС. Однако больница нормативно не обосновала введение спорных должностей в штатное расписание и полную оплату их труда за счет средств ОМС;
  • участие спорных сотрудников в деятельности врачебной комиссии по дополнительному лекарственному обеспечению не влияет на вывод о нецелевом использовании средств ОМС, в том числе по причине того, что выполняемые ими функции (участие в работе врачебной комиссии; мониторинг неблагоприятных побочных действий лекарственных препаратов и пр. в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и перечнями лекарственных препаратов) отнесены к должности "врача - клинического фармаколога" (приказ Минздрава России от 2 ноября 2012 г. № 575н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология").

Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также: