Как учитывать объекты недвижимости при капитальном ремонте?
© toa55 / Фотобанк Фотодженика |
Вопросы о том. как учитывать те или объекты имущества, которые появляются в учреждении при капитальном ремонте объектов недвижимости, по-прежнему не утрачивают своей актуальности. Недавно мы рассказывали о том, чем грозит объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки инвентаря, мебели, техники и иных товаров, технологически и функционально не связанных со строительными работами. А поскольку к договорам, в рамках которых осуществляются работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, также применяются правила о договоре строительного подряда, аналогичный подход к формированию предмета контракта целесообразно применять и при капитальном ремонте недвижимого имущества. По сути это означает, что работы по капремонту зданий и помещений не должны приводить к созданию самостоятельных инвентарных объектов - такой вывод согласуется с определением понятия "капитального ремонта объекта капстроительства", содержащегося в ГрК РФ (Решение АС Ивановской области от 19 января 2024 г. по делу № А17-7771/2023).
Расходы, приводящие к увеличению стоимости движимого имущества за счет средств, предоставляемых в целях капремонта недвижимости, могут быть признаны нецелевыми (постановление Восемнадцатого ААС от 26 января 2023 г. № 18АП-14500/22). Исключением из данного правила могут быть инвентарные объекты, к числу которых относится комплекс единых функционирующих систем, входящих в состав здания. Дело в том, что при капитальном ремонте зданий может осуществляться замена или восстановление сетей или элементов сетей инженерно-технического обеспечения.
Одновременно необходимо понимать, что специальные правила отражения бухучета тех или иных объектов нефинансовых активов, вовсе не подтверждают характера выполняемых работ. Поясним на конкретном примере. Согласно п. 45 Инструкции № 157н надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако если в ходе работ по капитальному ремонту здания осуществляется ремонт, замена или установка ограждений, то расходы на оплату таких работ могут быть признаны нецелевыми. Судьи согласились с выводами ревизоров о том, что работы по устройству ограждений относятся к работам по благоустройству, а не к работам по капитальному ремонту. Поскольку субсидия предоставлялась бюджетному учреждению для осуществления расходов на капремонт в целях приведения помещений в соответствие с санитарными правилами и строительными нормами, расходы на установку ограждений признаны нецелевыми. В итоге бюджетному учреждению предписано возвратить в бюджет средства целевой субсидии, потраченные на установку ограждений.
Благоустройство территории и капитальный ремонт не являются тождественными понятиями. И несмотря на то что и правила договора строительного подряда также могут распространяться и на работы по благоустройству территории, перечень затрат в сметной документации при работах по благоустройству территории не может быть аналогичен перечню затрат при строительстве или капремонте зданий. Так, поводом для квалификации факта нецелевого использования бюджетных средств может стать включение в сводный сметный расчет затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений (решение АС Ивановской области от 25 декабря 2023 г. по делу № А17-7605/2022).
Судьи согласились с выводами ревизоров о том, что наличие в сметной документации затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений само по себе не дает оснований для безусловной оплаты заявителем указанных работ без предоставления подрядчиком подтверждающих указанные затраты документов: затраты на строительство временных зданий и сооружений предназначены для определения в сводных сметных расчетах стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а не при благоустройстве территории. Наличие положительного заключения экспертной организации не означает правомерности осуществленных расходов.
Кроме того, приемка указанных работ при условии, что их стоимость определена в процентном соотношении от объема выполненных работ без учета фактических затрат подрядчика, является нарушением бюджетного законодательства. Ревизоры указали, что дополнительным доказательством неправомерности расходов является отсутствие документов по учету временных зданий и сооружений в соответствии Инструкцией № 157н.
И даже тот факт, что впоследствии ранее принятые и оплаченные работы "отсторнированы" путем составления корректировочных документов, вовсе не свидетельствует об отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств. Более того, принятие к учету "корректировочных" документов может стать свидетельством фиктивности тех или иных действий соответствующих должностных лиц (Апелляционное постановление Костромского областного суда от 20 апреля 2021 г. по делу № 22-333/2021).