ФНС России разъяснила полномочия территориальных органов в рамках контроля сделок между взаимозависимыми лицами
© konstantynov / Фотобанк Фотодженика |
В связи с поступающими обращениями налогоплательщиков и в целях обеспечения корректного разграничения полномочий территориальных налоговых органов (далее - ТНО) в рамках осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС разъяснила:
Из совокупного толкования положений статей 105.3, 105.14, 105.16, 105.17 и 129.4 НК РФ следует, что полномочия ТНО в области налогового контроля цен законодательно ограничены приемом уведомлений, контролем корректности и полноты их заполнения, привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений, формированием извещений при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок, а также сопутствующими полномочиями технического характера (сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениями ФНС России в порядке статьи 93.1 НК РФ и т.д.).
Таким образом, территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
Одновременно, указанное ограничение не оказывает влияния на иные полномочия ТНО.
К полномочиям территориальных налоговых органов, в том числе, относится выявление неотраженных в уведомлениях контролируемых сделок, составление и направление извещений в ФНС России, привлечение к налоговой ответственности.
При этом налоговому органу необходимо убедиться, что полученных материалов достаточно для признания сделки контролируемой, составить и направить в ФНС России извещение в установленном порядке, при наличии оснований - привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 129.4 НК РФ. На этом полномочия ТНО исчерпаны.
В соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей) или завышение суммы убытка, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Сведения (номер и дата договора, предмет сделки, стоимость предмета сделки, указанная в договоре, метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), сведения об участниках сделки и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация), позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел такую корректировку, указываются в пояснениях, прилагаемых к уточненной налоговой декларации. В случае непредставления указанных сведений одновременно с уточенной налоговой декларацией в части изменения показателей по Листу 08, налоговый орган вправе на основании п. 3 ст. 88 НК РФ направить налогоплательщику требование о представлении соответствующих пояснений.
При этом такое требование ограничено необходимыми сведениями, указанными выше. Истребование иной дополнительной информации не допускается.
ТНО не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию, предусмотренную статьями 105.15, 105.16-4 и 105.16-5 НК РФ, соответственно.
При осуществлении налогового контроля цен ФНС России в порядке ст. 93.1 НК РФ направляет в ТНО поручения об истребовании документов (информации). В силу п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании.
Соответственно, к требованию, направленному ТНО в рамках мероприятий налогового контроля цен, проводимых ФНС России, в обязательном порядке будет приложено поручение, подписанное заместителем руководителя ФНС России. Отсутствие такого поручения к требованию ТНО в отношении документов (информации) по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам указывает на самостоятельное истребование документов (информации) территориальным налоговым органом (Письмо ФНС России от 29 января 2024 г. № ШЮ-4-13/796@).