Новости и аналитика Новости Жилинспекция вправе оценивать законность решения общего собрания собственников в МКД о выборе УК

Жилинспекция вправе оценивать законность решения общего собрания собственников в МКД о выборе УК

Жилинспекция вправе оценивать законность решения общего собрания собственников в МКД о выборе УК
© belchonock / Фотобанк Фотодженика

Как должен поступить орган жилнадзора, которому - помимо протокола ОСС о выборе новой УК для МКД - поступили также заявления от собственников о фальсификации их бюллетеней, учтенных этой новой УК в протоколе?

Судебная практика исходит из того, что орган ГЖН вправе "вычесть" такие фальшивые бюллетени из подсчетов, пересчитать кворум ОСС и установить, действительно ли новая УК получила согласие соответствующего количества собственников. Жалобы таких недовольных УК поступали в Верховный Суд РФ, который отказывал им в пересмотре дела и тем самым поддерживал сложившуюся практику (см., например, определения ВС РФ от 20 откября 2023 г. № 307-ЭС23-14727, от 30 июня 2023 г. № 303-ЭС23-10490, от 22 декабря 2022 г. № 303-ЭС22-24138).

Теперь же тройкой судей СКЭС ВС РФ принято полноценное определение, прямо указывающее на полномочия органа ГЖН (при проверке заявления УК о включении дома в реестре лицензий):

  • учесть заявления собственников помещений в МКД о том, что представленные УК бюллетени искажают их действительную волю,
  • установить признаки ничтожности решения такого ОСС,
  • отказать во внесении дома в реестр за УК-заявительницей,
  • и при этом не обращаться в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения ОСС.

Обосновывая данную правовую позицию, тройка судей Верховного Суда РФ указала следующее:

  • согласно чч. 1 и 5 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению МКД осуществляется УК на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, предоставленной органом ГЖН на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению МКД, применяются положения Закона о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных ЖК РФ;
  • в рассматриваемом деле суды первых двух инстанций согласились с позицией органа жилнадзора и отказали УК, которая оспаривала отказ в изменении реестра лицензий. Суд округа, напротив, исходил из того, что наличие у органа ГЖН полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия ОСС решения не дает органу права самостоятельно устанавливать ничтожность решения ОСС без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных сроков;
  • при этом суд округа сослался по позицию, изложенную в различных определениях СКЭС ВС РФ применительно к случаям проведения органом ГЖН проверки в рамках государственного жилищного надзора и его полномочиям на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого ОСС в МКД (ч. 12 ст. 20 ЖК РФ), указав, что ОГЖН не вправе самостоятельно определять юридическую судьбу решений ОСС без обращения в суд;
  • между тем предметом государственного жилищного надзора согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ не является соблюдение лицензионных требований лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании лицензии;
  • напротив, лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД, согласно ч. 3 ст. 192 ЖК РФ, является частью лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД;
  • частью 3 ст. 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган ГЖН вносит изменения в реестр лицензий в порядке и сроки, утвержденные Порядком № 938/пр. В соответствии с подп. "б" и "е" п. 5 указанного Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом ГЖН осуществляется проверка заявления и документов на предмет, в том числе, отсутствия признаков ничтожности решения ОСС в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • согласно п. 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "а", "г" - "е" п. 5 данного порядка (подп. "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "б" и "в" п. 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 этого же порядка (подп. "б");
  • судами установлено, что органом ГЖН в ходе проверки заявления и документов, представленных УК, выявлено их несоответствие подпунктам "б", "е" п. 5 Порядка № 938/пр, что согласно п. 9 Порядка № 938/пр является основанием для отказа УК во внесении изменений в реестр лицензий;
  • следовательно, ОГЖН правомерно отказал УК во внесении изменений в реестр лицензий, основываясь на действующих положениях Порядка № 938/пр, непосредственно регулирующего условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий;
  • в данном случае орган ГЖН не определяет юридическую судьбу решения ОСС, а проверяет заявление и документы, представленные УК, на предмет соответствия условиям, предусмотренным Порядком № 938/пр (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 января 2024 г. № 307-ЭС23-16472).

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

 Жилищный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

В квартире как в холодильнике? Депутаты предлагают не платить за коммуналку

В квартире как в холодильнике? Депутаты предлагают не платить за коммуналку

А именно – при ниже 18 градусах днем и ниже 15 ночью.

Срок перерасчета коммунальных платежей могут сократить до 90 дней

Срок перерасчета коммунальных платежей могут сократить до 90 дней

Новое правило, по мнению депутатов, должно применяться к добросовестным плательщикам ЖКУ.

С 1 сентября 2024 года ужесточены лицензионные требования к управляющей компании в МКД

С 1 сентября 2024 года ужесточены лицензионные требования к управляющей компании в МКД

В реестр дисквалифицированных лиц будут вносить сведения об учредителях управляющих компаний, лицензия которых аннулирована. Они не смогут вновь создавать управляющие организации, пока сведения не будут исключены из реестра.

УК обязаны удерживать НДФЛ с вознаграждений председателям советов МКД

УК обязаны удерживать НДФЛ с вознаграждений председателям советов МКД

При этом не имеет правового значения факт последующего представления председателями МКД налоговых деклараций по НДФЛ.