Госдума на год отложила всеобщий переход на клинические рекомендации
© yupiramos / Фотобанк Фотодженика |
В третьем чтении принята поправка к Закону об основах охраны здоровья граждан о переходе всех медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций (КР), разработанных и утвержденных на основе процедуры, введенной после 1 января 2022 г. (Проект федерального закона № 475970-8).
Напомним, что сейчас Закон об основах охраны здоровья граждан и Правила поэтапного перехода на КР, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2021 г. № 1968, предусматривают оказание медпомощи на основе клинических рекомендаций, размещенных на сайте Минздрава России, начиная с 2024 года (до этой даты врачи обязаны руководствоваться лишь КР, размещенными на сайте регулятора до 1 июня 2022 г.).
Если принятая Госдумой поправка будет подписана Президентом РФ (сенаторы могут ее не рассматривать), то срок перехода на оказание медпомощи на основе клинических рекомендаций сдвинется на 1 января 2025 г. Вероятно, что в связи с этим могут быть внесены аналогичные изменения и в Правила поэтапного перехода на КР.
О причинах "отложения" клинических рекомендаций авторы поправок общественности не сообщили - данная норма появилась в законопроекте № 475970-8 только ко второму чтению, поэтому в пояснительной записке о ней нет ни слова.
Отметим, что эти "игры" со сроками обязательности КР не имеют большого практического значения для медицинских организаций, потому что медики, игнорирующие клинические рекомендации, очевидно, не получат судебной защиты. Дело в том, что Верховный Суд РФ ранее высказал (и применил в конкретном деле) позицию об обязательности клинических рекомендаций (мы подробно рассказывали о деле), притом что конкретные КР, на которые сослался Верховный Суд РФ (и положения которых проигнорировал ответчик), вообще не были опубликованы на сайте Минздрава России и не прошли процедуру утверждения, предусмотренную частями 3, 4, 6 - 9 и 11 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья граждан. При пересмотре дела судом первой инстанции иск был удовлетворен, причем обоснован именно ссылками на Национальные клинические рекомендации диагностики и лечения острого аппендицита от 2016 г.; суд отдельно аргументировал, почему он не согласился с выводами из заключения судебно-медицинской экспертизы областного бюро СМЭ о том, что спорная медпомощь оказывалась правильно и в полном объеме, и что Клинические рекомендации "Острый аппендицит у взрослых" носят рекомендательный (не обязательный к исполнению в 100% случаев) характер. Размер компенсации морального вреда в связи с неисполнением КР составил 100 тыс. руб.