Типичные нарушения в учете и отчетности коллег – повод проверить себя
© kantver / Фотобанк Фотодженика |
Минздрав России проанализировал результаты проверок подведомственных учреждений, проведенных ревизорами самого ведомства, Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством в 2022-2023 гг. В обзор включены нарушения в сфере закупок, научной деятельности, соблюдения сотрудниками антикоррупционного законодательства, антитеррористической защищенности объектов и др. (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2023 г. № 22-6/И/2-20800).
Но мы, конечно, остановимся на нарушениях, связанных с ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, оформлением первичных документов и регистров, а также иными вопросами, близкими каждому бухгалтеру.
Несмотря на ограниченный круг проверяемых, эти результаты ревизий, уверены, будут актуальны для всех организаций бюджетной сферы, поскольку в большинстве своем не связаны со спецификой их деятельности.
Бухгалтерский учет и отчетность:
- неприменение учетной политики последовательно из года в год (утверждение УП ежегодно новым приказом с отменой предыдущего приказа);
- ненадлежащее оформление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (отсутствуют обязательные реквизиты; подпись не соответствует должности и расшифровке либо отсутствует вовсе; первичные учетные документы не сброшюрованы; к учету приняты документы, оформляющие операции с денежными средствами, содержащие исправления; использование устаревших / недействующих форм первичных учетных документов);
- отсутствие в путевых листах отметки о дате и времени прохождения предрейсового и послерейсового осмотра.
- некорректное исправление ошибок прошлых лет методом "Красное сторно" без использования специальных счетов учета;
- нарушения при проведении кассовых операций (завышение расчета лимита остатка наличных денег в кассе; выдача денег на основании письменного заявления подотчетного лица без расчета / обоснования размера аванса и срока, на который он выдается; оформление приходных кассовых ордеров не в день фактического поступления денег);
- расчеты с дебиторами по доходам по долгосрочным договорам аренды, на обучение и др. не отражены в размере полной стоимости договора на счете 401 40 "Доходы будущих периодов";
- учет объектов недвижимого имущества и ОЦДИ не на соответствующих счетах;
- не отражено в учете изменение кадастровой стоимости земельных участков;
- начисление амортизации на объекты, фактически не введенные в эксплуатацию;
- неправомерное применение норм расхода топлива при эксплуатации автотранспортных средств;
- списание с бухгалтерского учета матзапасов в момент выдачи со склада, а не по факту их потребления, как того требует Стандарт "Запасы";
- документально необоснованное (при отсутствии договора, акта) отражение в учете дебиторской задолженности;
- в Сведениях (ф. 0503769) в соответствующих графах не отражена долгосрочная дебиторская задолженность.
- несоответствие суммы обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году, отраженной в графах 10, 11 в "Отчете об обязательствах учреждения" (ф. 0503738), данным главной книги.
Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств:
- нецелевое использование субсидии на иные цели (выплата зарплаты и премии работникам, не участвующим в реализации мероприятия, финансируемого средствами субсидии; приобретение оборудования и оплата расходов, не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии);
- неправомерное расходование средств на оплату фактически не исполненных обязательств или обязательств, исполненных с нарушением условий контракта.
- Правовые и организационные вопросы:
- нарушения при проведении инвентаризации (отсутствие члена инвентаризационной комиссии согласно Табелю учета использования рабочего времени; неоформление актов о результатах инвентаризации);
- совершение сделки с заинтересованностью без одобрения учредителя;
- осуществление приносящей доход деятельности, не предусмотренной Уставом;
- неполное и/или несвоевременное размещение информации учреждениями на сайте www.bus.gov.ru. Напомним, что с 1 апреля 2023 г. региональные УФК начали проводить сверку информации о государственных и муниципальных учреждениях, размещенной на www.bus.gov.ru.
- не предъявлены контрагенту требования об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора;
- несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг.
Распоряжение имуществом:
- отсутствие государственной регистрации права собственности публично-правового образования и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества;
- распоряжение имуществом без согласия учредителя и собственника имущества (передача в аренду / субаренду или в безвозмездное пользование, размещение сторонних организаций в помещениях подведомственных организаций по договорам аренды, заключенным на срок до 1 года, размещение банкоматов, вендинговых аппаратов, оборудования мобильной связи).
Анализ ошибок, допущенных коллегами, - хороший способ не наступить на те же грабли. А еще это повод усилить внутренний контроль и напомнить своим сотрудникам об ответственности за подобные нарушения. Не ждите прихода ревизоров - проверьте себя сами.