Новости и аналитика Новости Лимит денежного требования потребителя к финансовой организации при обращении к финомбудсмену предложили увеличить
Выбор редакции

Лимит денежного требования потребителя к финансовой организации при обращении к финомбудсмену предложили увеличить

Лимит денежного требования потребителя к финансовой организации при обращении к финомбудсмену предложили увеличить

Инициативу озвучил уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг Денис Новак в ходе своего выступления на VII Всероссийском юридическом форуме в Москве 20 сентября 2023 года, организатором которого выступила компания "Гарант".

Финомбудсмен отметил, что лимит имущественного требования потребителя к финансовой организации при обращении к финансовому уполномоченному не отвечает нынешним экономическим реалиям.

Напомним, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее – Закон № 123-ФЗ) максимальный размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм составляет 500 тыс. руб. Так, например, если потребитель обращается к финомбудсмену с заявлением о взыскании страховой суммы по договорам страхования жизни и здоровья, превышающей 500 тыс. руб., уполномоченный вынужден прекратить рассмотрение обращения, а заявитель – обратиться в суд.

Однако по спорам, вытекающим из договоров ОСАГО (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), такого лимита нет.

"Если знать о том, что у нас по договору ОСАГО лимита нет, то очень странно выглядит наличие такого лимита по договорам каско" – отметил Денис Новак в своем выступлении. В связи с чем и предлагается увеличить лимит такого требования, а в некоторых случаях – снять.

Также Денис Новак рассказал о преимуществах урегулирования споров с помощью института уполномоченного для потребителя в сравнении с судебным порядком (напомним, в случаях, указанных в ч. 1 ст. 15 Закона № 123-ФЗ, такой досудебный порядок является обязательным). К таким плюсам относится единообразие практики. Зачастую, зная о позиции уполномоченного по тем или иным вопросам и понимая, что решение будет в сторону потребителя, финансовые организации предпочитают не отказывать в выплате причитающихся клиенту денежных средств еще до спора. Поскольку понимают, что отказ лишь повлечет для них дополнительные издержки. Кроме того, финомбудсмен может взыскать с финансовой организации сумму, превышающую требование потребителя.

Уполномоченный напомнил о том, что обращение потребителя к финомбудсмену является бесплатным. Включая расходы на необходимые экспертизы – они ложатся на саму Службу финансового уполномоченного. Обращение можно подать в произвольной форме, в том числе с использованием аккаунта на Едином портале госуслуг. Решение выносится в сжатые сроки (по общему правилу – 15 рабочих дней, может быть продлен еще на 10 рабочих дней). По словам Дениса Новака, по итогам 2022 года средний срок рассмотрения обращения составил 16 дней. Кроме того, финомбудсмен обладает полномочием на выдачу исполнительного документа (удостоверения) для принудительного исполнения своего решения, если финансовая организация не исполнит его добровольно.

Документы по теме:

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Читайте также: