Новости и аналитика Новости Определения и принципы ВФА: что изменится с 17 сентября 2023 года?

Определения и принципы ВФА: что изменится с 17 сентября 2023 года?

Определения и принципы ВФА: что изменится с 17 сентября 2023 года?
© KrisCole / Фотобанк Фотодженика

Как и обещали, подробно разберем, в чем же суть внесенных изменений в Стандарты осуществления внутреннего финаудита (ВФА). Самый масштабный блок уточнений, а точнее сказать – дополнений, предусмотрен для Стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита". И касаются такие поправки в первую очередь терминов ВФА и их определений (Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. № 118н).

Какие бюджетные процедуры АБС (ГАБС) должны быть охвачены внутренним финаудитом?

Определение бюджетной процедуры изначально было установлено Стандартом – это процедуры ГАБС (АБС), результат выполнения которых влияет на качество финансового менеджмента. По сути, это все те процедуры, которые выполняются участниками бюджетного процесса в рамках реализации конкретных бюджетных полномочий. Но и непосредственно полномочия по осуществлению ВФА также не были исключением.

Теперь специалисты финансового ведомства устранили существовавшую неопределенность: требования об осуществлении ВФА не распространяются на:

  • бюджетные процедуры, осуществляемые в рамках бюджетных полномочий, предусмотренных ст. 160.2-1 Бюджетный кодекс;
  • процедуры по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о страховых взносах, законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о таможенном регулировании.

Одновременно в числе бюджетных процедур, подлежащих ВФА, прямо поименованы процедуры управления активами и процедуры осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Таким образом, ВФА охватывает не только процесс использования бюджетных средств, но и имущества в самом широком смысле этого слова: обновленная редакция Стандарта прямо предусматривает, что финансовый менеджмент наряду с исполнением бюджетных полномочий включает также исполнение полномочий государственного (муниципального) заказчика, полномочий собственника имущества от имени публично-правового образования, направленное на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности соответствующих и (или) иных ГАБС (АБС) и (или) целей, для достижения которых создано казенное учреждение.

Методы ВФА: их суть и условия применения

Метод ВФА

Суть метода

Уточнения / дополнения, предусмотренные Приказом № 118н

Аналитические процедуры

Анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах

Осуществляются в том числе путем определения взаимосвязей и непротиворечивости финансовой и нефинансовой информации

Инспектирование

Изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур

Изучению подлежат:

  • документы, фактические данные, информация, связанная с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры, включая совершаемые субъектами бюджетных процедур контрольные действия и их результаты. В процессе инспектирования анализируется степень соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий, а также требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, установленных правовыми актами и иными документами ГАБС (АБС);
  • документы и информация, связанные с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), и их анализа на предмет соответствия их содержания данным о фактах хозяйственной жизни.
Кроме того, проводится изучение (осмотр) НФА, имеющих материально-вещественную форму

Пересчет

Проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов

Для проверки точности арифметических расчетов в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах) применяется в том числе проверка используемых при формировании числовых показателей автоматизированными системами и средствами формул (алгоритмов)

Запрос

Обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия

Осуществляются путем устного обращения к субъектам бюджетных процедур, а также письменного обращения, содержащего указание на сроки, форму (способ представления), адресата, к субъектам бюджетных процедур и (или) лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия

Подтверждение

Процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица

Наблюдение

Изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур

Осуществляется непосредственно и (или) с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом для изучения действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в рамках исполнения своих должностных обязанностей, в том числе в ходе совершения контрольных действий.

Наблюдение не должно создавать препятствий для субъектов бюджетных процедур при выполнении ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур

Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля (ВФК)

Регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий.

Задача метода – выявление взаимосвязи (связующих соотношений) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков

Используется в одном из следующих случаев:

  • длительность аудиторского мероприятия составляет не менее 4 (четырех) месяцев;
  • длительность аудиторского мероприятия соответствует периоду выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) в течение текущего финансового года

Реестр бюджетных рисков: как его формировать и вести?

Реестр бюджетных рисков – основополагающий документ внутреннего финансового аудита, от полноты и качества которого напрямую зависит его эффективность. Реестр формируется (актуализируется) по результатам мониторинга процедур ВФА.

Поправками, внесенными Приказом № 118н, предусмотрено, что оценка бюджетного риска в целях формирования и ведения реестра проводится в том числе при планировании деятельности субъекта ВФА, планировании и проведении аудиторских мероприятий и формировании информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Причем оценка бюджетного риска (риска искажения бюджетной отчетности) включает в себя актуализацию значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности) по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетных рисков и возможных последствий реализации бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности).

В реестре бюджетных рисков должны содержаться предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации ВФК (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) в случае принятия решения о реализации соответствующих мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:

  • руководителем ГАБС (АБС);
  • субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений ГАБС (АБС).

Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.

План и программа аудиторского мероприятия: как их оформить?

Внесенными Приказом № 118н дополнениями прямо предусмотрено, что программа аудиторского мероприятия оформляется в виде документа, сформированного на основе результатов оценки бюджетных рисков в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности и с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита.

План проведения аудиторских мероприятий оформляется в виде документа, составляемого в соответствии с принципами ВФА, в том числе принципами компетентности и объективности и с учетом результатов оценки бюджетных рисков. План проведения аудиторских мероприятий включает не менее двух планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления ВФА. Причем окончание таких мероприятий приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, в зависимости от установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет ГАБС (АБС).

Меры по минимизации бюджетных рисков: какие они?

Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска – конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия. Они также включают действия, направленные на повышение качества финансового менеджмента, в том числе на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств и устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.

Контрольные действия, являющиеся мерами по минимизации (устранению) бюджетных рисков, совершаются субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед выполнением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (меры по организации внутреннего финансового контроля).

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также: