От долгов не убежишь: кто именно должен платить за "коммуналку"?
© cegli.o2.pl / Фотобанк Фотодженика |
Недавно мы рассказывали о том, что обязанность перед управляющей компанией по внесению платы за оказанные услуги и выполненные работы возникает у учреждений не на основании договора, а в силу закона. При этом управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к каждому из собственников помещений. Когда помещения в МКД закреплены на праве оперативного управления за конкретными учреждениями, найти должника не сложно. При этом очевидно, что при наличии таких объектов учреждения должны не только своевременно отражать соответствующие показатели в учете и отчетности, но и погашать возникшие обязательства.
А вот если имущество находится в казне, возникают вопросы... По общему правилу, квартира предоставляется физлицу по договору социального найма. Тогда обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг возлагается на физлицо, а у конкретного субъекта бюджетного учета не возникает соответствующих обязательств и показателей в отчетности. Но бывает, когда один договор соцнайма расторгнут, а новый не заключен, или же квартиры приобретены в собственность публично-правового образования, но не заселены. Как быть в таких случаях?
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ст. 153, ст. 158 Жилищного кодекса). При этом на уровне каждого публично-правового образования должен быть определен орган, который обязан оплатить предоставленную собственнику в МКД услугу. По общему правилу, это орган, уполномоченный на управление и распоряжение муниципальным имуществом, орган местной администрации. Причем не требуется отражать в положении о таком органе наличие обязанности по оплате коммунальных услуг. Такая обязанность возникает у него в силу возложенных законом полномочий и актов, определяющих его статус.
Первоочередной задачей такого органа является отслеживание сроков действия договоров, заключенных с нанимателями жилых помещений. Это нужно для того, чтобы своевременно передавать показания приборов учета. В противном случае поставщики ресурсов выставят счет по нормативу. А подобный подход не обеспечивает соблюдения принципа эффективности использования средств бюджета. Если жилые помещения фактически не заселены, то обеспечив передачу показаний приборов учета, уполномоченный орган тем самым оптимизирует бюджетные расходы: оплатить придется исключительно потребленный объем (при наличии факта потребления).
Кроме того, своевременное погашение обязательств исключит вероятность предъявления поставщиком штрафных санкций за просрочку оплаты. При этом контроль за использованием имущества казны в подобной ситуации обеспечит своевременное исполнение всех бюджетных процедур: от планирования соответствующих расходов до формирования достоверной бюджетной отчетности.