Кто и когда должен применять счет 106 51?
© ngad / Фотобанк Фотодженика |
Счет 106 51 "Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны" появился в Едином плане счетов еще в 2021 году. Однако вопросы применения данного счета конкретными субъектами бюджетного учета до сих пор актуальны. Дело в том, что согласно Инструкции N 191н показатели данного счета указываются в Разделе 2 "Нефинансовые активы, составляющие имущество казны" Сведений (ф. 0503168). В свою очередь, Раздел 2 получателем бюджетных средств, не осуществляющим полномочия собственника имущества, не формируется и в составе отчетности не представляется.
Порядок закрепления таких полномочий законодательством не урегулирован. На практике широко распространен подход, когда строительство объекта поручают одному профильному органу власти или казенному учреждению (дирекции по строительству). Но уже на этапе принятия решения о строительстве очевидно, что предназначен такой объект для использования другим учреждением. По мнению ревизоров, затраты на строительство объектов, которые впоследствии не будут закреплены на праве оперативного управления за тем получателем бюджетных средств, которому поручена стройка, исключают возможность применения счета 106 11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество". И судьи трех инстанций с выводом ревизоров согласились.
Получается, что сам факт доведения ЛБО для реализации бюджетных инвестиций в подобной ситуации свидетельствует о наличии полномочий, позволяющих сформировать показатель по счетом 106 51 даже тогда, когда показатель по счету 108 51 будет сформирован в бюджетном учете другого органа власти. Наглядный тому пример - грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету признан показатель по счету 106 11 в Балансе (ф. 0503130) у органа власти, которому доведены ЛБО на строительство объекта, подлежащего передаче другому учреждению.
Выявив данное нарушение, ревизоры тут же проверили комплект отчетности у органа, уполномоченного на ведение учета имущества казны. В результате по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ оштрафовали еще и главного бухгалтера Минимущества. Причина - отсутствие показателя также по счету 106 51, но уже в связи с тем, что объект недвижимости учтен в составе имущества казны до регистрации на него права собственности публично-правового образования.
Отметим, что позиция ревизоров по вопросу применения счета 106 51 была поддержана и специалистами финансового ведомства в рамках Круглого стола "Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля", проводимого с 24 по 26 августа 2023 года в Алтайском крае в г. Барнауле.
Таким образом, выбор счета для учета капитальных вложений при строительстве объекта недвижимости напрямую зависит от предназначения создаваемого объекта (Постановление Шестого КСОЮ от 12 мая 2023 г. по делу № 16-2298/2023, Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 апреля 2023 г. по делу № 12-166/2023).
Назначение объекта недвижимости, на строительство которого доведены ЛБО | Номер счета бюджетного учета | Примечание |
---|---|---|
Объект недвижимости будет закреплен на праве оперативного управления за тем учреждением, которому доведены ЛБО на строительство | счет 106 11 | – |
Объект недвижимости предназначен для передачи в казну | счет 106 51 | Если за ПБС, которому доведены ЛБО в целях реализации бюджетных инвестиций, в явном виде не закреплены полномочия по учету имущества казны, особенности формирования показателей Раздела 2 Сведений (ф. 0503168), представляемых в комплекте бюджетной отчетности такого ПБС, должны быть определены финорганом публично-правового образования |
Объект недвижимости предназначен для закрепления на праве оперативного управления | счет 106 51 | |
Объект недвижимости предназначен для передачи в собственность другого публично-правового образования | счет 106 51 |