Минфин России пояснил особенности формирования резерва по сомнительным долгам
© kantver / Фотобанк Фотодженика |
По общим правилам сомнительным долгом для целей налогообложения прибыли признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в установленные договором сроки и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 Налогового кодекса).
Организация при расчете резерва по сомнительным долгам учитывает результаты проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ). Сама же сумма резерва сравнивается с суммой остатка резерва (рассчитывается как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты). Как поясняет Минфин России, порядок формирования резерва уже предусматривает его корректировку исходя из результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности, подпадающей под определение сомнительного долга, на последнее число отчетного (налогового) периода (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 июля 2023 г. № 03-03-06/1/64583).
Министерство также отмечает, что если факт вступившего в силу решения суда о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц не интерпретируется с правовой точки зрения в качестве наличия поручительства, то при соответствии задолженности критериям сомнительной она продолжает участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам. Вместе с тем, такая задолженность не может быть признана безнадежной, поскольку, по сути, в данном случае такая задолженность не погашается. Для целей налогообложения прибыли она может быть признана безнадежной уже после проведения судебными приставами-исполнителями мер принудительного взыскания.