Новости и аналитика Новости КС РФ отказал в рассмотрении жалоб на неконституционность ст. 20.3.3 КоАП об ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ

КС РФ отказал в рассмотрении жалоб на неконституционность ст. 20.3.3 КоАП об ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ

КС РФ отказал в рассмотрении жалоб на неконституционность ст. 20.3.3 КоАП об ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ
© AerialMike / Фотобанк Фотодженика

В конце июня Конституционный Суд РФ разместил на своем официальном сайте ряд принятых 30 мая 2023 г. определений по жалобам различных заявителей на неконституционность ст. 20.3.3 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами РФ своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г.).

Все заявители, в разное время привлеченные к ответственности по данной статье КоАП РФ, указывали в своих жалобах на то, что она не соответствует чч. 1-3 ст. 13, ч. 4 ст. 15 , ч. 2 ст. 19, ст. 28, чч. 1, 3 и 4 ст. 29, ст. 31 и чч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, поскольку предусматривает наказание за выражение критического мнения об использовании Вооруженных Сил РФ и исполнении государственными органами своих полномочий и тем самым нарушает права на свободу совести, мысли и слова, свободу собраний и запрет на установление какой-либо идеологии как государственной или обязательной, а также нарушает принцип равенства и запрет дискриминации, поскольку признает административно наказуемыми исключительно те мнения и убеждения, которые связаны с критической оценкой использования Вооруженных Сил РФ и исполнения государственными органами своих полномочий за пределами территории РФ.

Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалоб к рассмотрению. В обоснование отказа в определениях приведены следующие тезисы:

  • Конституция РФ не только не исключает, но и прямо допускает принятие государственными органами РФ решений и мер, в том числе связанных с использованием Вооруженных Сил РФ, для защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности и задает конституционные параметры для таких действий, которые конкретизируются в федеральном законодательстве. Определение же целесообразности и необходимости, характера и объема использования Вооруженных Сил РФ, а равно исполнения госорганами полномочий в указанных целях в конкретных ситуациях и обстоятельствах является прерогативой уполномоченных Конституцией РФ органов государственной власти;
  • Конституция РФ не предполагает и не допускает, чтобы гарантированные ею права и свободы человека и гражданина использовались для отрицания конституционного строя РФ, в котором государство, образованное многонациональным народом РФ в определенных им параметрах, как гарант и средство обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, является конституционной ценностью, подлежащей уважению и защите гражданами РФ и всеми иными лицами, находящимися на территории РФ, а защита Отечества признается не только конституционной – юридической обязанностью, но и прежде всего долгом гражданина РФ;
  • если гражданин, осуществляя свои права и свободы (включая свободу мысли и слова, свободу творчества, право иметь и распространять убеждения и действовать сообразно с ними), в то же время нарушает права и свободы других лиц и такое нарушение (независимо от того, направлено оно против конкретных лиц или против общественного порядка в целом) носит общественно опасный и противоправный характер, то виновный может быть привлечен к публично-правовой ответственности, которая преследует цель охраны публичных интересов. При этом значение имеет не только форма выражения своих убеждений, но и способы распространения информации, а также ее содержание. Федеральный законодатель вправе и обязан осуществить правовое регулирование, в том числе установить юридическую ответственность, с тем чтобы не допустить и пресечь действия, посягающие на правопорядок, общественный порядок и безопасность и иные охраняемые Конституцией РФ ценности, даже если внешне такие действия имеют признаки реализации указанных конституционных прав;
  • как прямо следует из положений ст. 20.3.3 КоАП РФ, противоправными и наказуемыми признаются действия, которые носят публичный характер и направлены на дискредитацию указанной в них деятельности. Понятие "публичный характер" является в определенной степени оценочным с учетом многообразия форм придания действиям публичного характера в современном информационном обществе, однако, согласно неоднократно выраженной Конституционным Судом РФ правовой позиции (определения КС РФ от 25 сентября 2014 г. № 2055-О, от 28 марта 2017 г. № 665-О, от 28 ноября 2019 г. № 3245-О), это не препятствует квалификации конкретных действий в таком качестве;
  • КоАП РФ не определяет специальным образом понятие дискредитации для целей ст. 20.3.3, и, соответственно, данному понятию не придается какого-то особого, отличного от общепринятого значения дискредитации, под которой понимается подрыв доверия отдельных граждан и общества в целом к кому-либо, к чьим-либо действиям (деятельности);
  • ст. 20.3.3 КоАП РФ не содержит указания на то, что речь идет о дискредитации в связи с проводимой в настоящее время специальной военной операцией. Вместе с тем очевидно, что федеральный законодатель установил административную ответственность за соответствующие деяния, прежде всего принимая во внимание указанные обстоятельства. С учетом ранее сформулированных Конституционным Судом РФ позиций в постановлениях о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров между РФ и ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областью о принятии их в РФ, такое регулирование в период проведения СВО тем более не может вызывать сомнения с точки зрения конституционности;
  • принятые госорганами РФ соответствующие решения и меры не могут быть произвольно, исключительно на основе субъективной оценки и восприятия поставлены под сомнение с точки зрения их направленности на защиту интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Тем более что это означало бы – вопреки прямым и общеобязательным предписаниям Конституции РФ – отрицание правового характера Российской Федерации, верховенства ее Конституции и обязанности соблюдать ее предписания, что в силу Конституции РФ недопустимо;
  • публичные действия, в том числе выступления и высказывания, целенаправленно несущие в себе негативную оценку деятельности по защите интересов РФ и ее граждан, поддержанию международного мира и безопасности, могут, особенно с учетом их накопительного эффекта, снижать решительность и эффективность выполнения Вооруженными Силами РФ и другими государственными органами поставленных задач, мотивированность военнослужащих и иных непосредственно участвующих в этом лиц и тем самым фактически – даже не преследуя непосредственно именно такой цели – содействовать силам, противостоящим интересам РФ и ее граждан, препятствующим поддержанию международного мира и безопасности;
  • по своему содержанию ст. 20.3.3 КоАП РФ не может рассматриваться ни как вводящая обязательную идеологию, ни как направленная на пропаганду войны, которая в РФ запрещена, или как дискриминационная по отношению к лицам в зависимости от их убеждений. Не посягает она и на свободу личности выбирать и придерживаться тех или иных убеждений и действовать в соответствии с ними, поскольку такая свобода не предполагает совершения лицом правонарушений. Возможность выражать собственное мнение по поводу деятельности Вооруженных Сил РФ, лиц, им содействующих, и государственных органов РФ, в том числе указывать на наличие недостатков, если это не сопряжено с произвольным отрицанием конституционно-предопределенных характера, целей и задач данной деятельности и основывается на открытой достоверной информации, оспариваемой статьей под сомнение не ставится, что не исключает выявления фактов направленности действий граждан, которым придается видимость конструктивного выражения позиции, на дискредитацию соответствующих решений, мер и деятельности;
  • разрешение же вопроса о том, были ли конкретные публичные действия лица направлены именно на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в рамках специальной военной операции является прерогативой судов общей юрисдикции;
  • таким образом, будучи направленной на поддержание общественного и конституционного правопорядка, ст. 20.3.3 КоАП РФ не нарушает конституционные права, перечисленные в жалобах, в том числе заявителей.

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также: