Восстановление денежных средств на лицевом счете ОМС является возвратом средств ОМС, использованных не по целевому назначению
© SuperOhMo / Фотобанк Фотодженика |
Проверка ТФОМС выявила нецелевое использование больницей средств ОМС (стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медработникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID). В акте проверки содержалось требование о возврате в бюджет ТФОМС "нецелевой суммы". Больница успешно оспорила акт проверки в данной части; удовлетворяя данное требование, суды указали:
- проведенной проверкой установлены факты нецелевого расходования денежных средств ОМС. Нецелевой характер использования указанных средств не оспаривался по существу и самой больницей;
- однако, как установлено самим Фондом в ходе проверки, в порядке устранения допущенного нарушения больницей фактически произведено восстановление денежных средств в спорной сумме с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС. Сведений о дальнейшем использовании восстановленных на лицевом счете бюджетных средств не в соответствии с их целевым назначением материалы дела не содержат;
- в то же время, акт проверки в рассматриваемой части содержит требование о возврате больницей указанных средств ОМС, использованных не по целевому назначению, путем их перечисления в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования в бюджет ТФОМС;
- в рассматриваемой ситуации такое требование ТФОМС фактически является не требованием о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС, а требованием о повторном перечислении уже восстановленных учреждением средств;
- Фонд обоснованно ссылается на то обстоятельство, что положения ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ не предусматривают возможность восстановления денежных средств медорганизацией на собственном лицевом счете, а предписывают возвратить использованные не по целевому назначению средств в бюджет ТФОМС. Однако самостоятельное восстановление медорганизацией на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование заявителем этих восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы ОМС, то есть по целевому назначению, а потому Фонд, обязывая больницу повторно перечислить в бюджет ТФОМС спорную сумму, по существу не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что может расцениваться в качестве не предусмотренной законом меры ответственности (штрафа) в размере 100% от суммы нецелевого использования;
- возражения ТФОМС в отношении позиции суда основаны на формальном отсутствии нормативно установленной процедуры восстановления денежных средств, использованных не в соответствии с целевым назначением, на лицевом счете получателя бюджетных средств, а также на том обстоятельстве, что в силу ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса подлежащие перечислению в бюджет ТФОМС денежные средства в дальнейшем должны перечисляться в бюджет федерального фонда (что, по мнению ТФОМС, исключает возможность получения им спорных денежных средств в двойном размере);
- между тем, такая позиция Фонда не учитывает имевшее место фактическое использование больницей в спорные периоды восстановленных на своем лицевом счете средств Фонда в соответствии с их целевым назначением. Перечисление заявителем аналогичной суммы в бюджет ТФОМС Челябинской области (и последующее ее перечисление в бюджет Федерального ФОМС) по сути будет означать оказание больницей за счет собственных средств медицинских услуг, подлежащих оказанию за счет средств Фонда ОМС;
- наличие у больницы умысла в совершении указанного нарушения нормативных требований о целевом расходовании бюджетных средств для целей разрешения вопроса о правомерности требования в части возврата спорной суммы денежных средств правового значения не имеет.
Верховный Суд РФ отказал ТФОМС в пересмотре дела, поскольку доводы кассационной жалобы не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (Определение Верховного Суда РФ от 21 июня 2023 г. № 309-ЭС23-9499).