Работник имеет право на обещанное выходное пособие при расторжении договора по соглашению сторон
© Masterlevsha / Фотобанк Фотодженика |
14 июля 2023 года Конституционный Суд Российской Федерации провозгласил постановление № 40-П по делу о проверке конституционности ч. 8 ст. 178 Трудового кодекса в связи с жалобой гражданки Н. Ф. Нестеренко.
Заявительница в период с сентября 2019 года по август 2020 года работала в муниципальном унитарном предприятии городского округа Щелково "Загорянская муниципальная служба ЖКХ" в должности начальника абонентского отдела. 10 августа 2020 года она была уволена по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ). При этом трудовой договор работодателя с заявительницей предусматривал выплату выходного пособия в размере 3 заработных плат в случае его расторжения по соглашению сторон. Аналогичное положение нашло отражение в соглашении о расторжении трудового договора между сторонами. Общая сумма задолженности (учитывая также причитающуюся заработную плату и компенсацию за неиспользованные отпуска) составила более 630 тыс. руб. Работодатель обязался выплатить их до 20 ноября 2020 года, однако обязательство не выполнил, в связи с чем заявительница обратилась в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что выплата, установленная соглашением, не относится к гарантиям и компенсациям и не является выходным пособием. Подписание же сторонами соглашения с таким условием с учетом убыточности предприятия суд счел свидетельством недобросовестности и злоупотребления правом директора предприятия. Суд апелляционной инстанции согласился с аргументами, добавив, что выплата выходного пособия в связи с прекращением трудового договора по соглашению сторон не предусмотрена ни законом, ни действующей у работодателя системой оплаты труда. При установлении в соглашении спорной выплаты не был соблюден общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, поскольку не были учтены законные интересы работодателя, других работников и иных лиц. Суд кассационной инстанции поддержал эту позицию. В передаче кассационной жалобы Н. Ф. Нестеренко для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ было отказано.
КС РФ с этими доводами не согласился. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). КС РФ отмечает, что в сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора, то есть в праве работника и работодателя посредством согласования их воли заключать трудовой договор и устанавливать его условия.
Несмотря на то что по закону работодатель не обязан выплачивать работнику выходное пособие при увольнении по основанию, предусмотренному ст. 78 ТК РФ, стороны могут включить это условие как в трудовой договор, так и в соглашение о его расторжении. В этом случае работник обоснованно ожидает выполнения условия о выплате такого пособия в согласованном размере. Статья 178 ТК РФ также не препятствует выплате выходного пособия. Односторонний отказ работодателя от исполнения добровольно принятого на себя обязательства недопустим. Иное препятствовало бы надлежащей защите работника, который является экономически более слабой в трудовом правоотношении стороной.
КС РФ отмечает, что в случае если руководитель организации при подписании трудового договора или соглашения о его расторжении действовал недобросовестно и неразумно, в том числе не учитывал финансовые возможности организации и ее интересы, – он, как должностное лицо, должен нести ответственность за причиненные его действиями убытки.
Суд пришел к выводу, что с учетом данного истолкования оспоренная норма не противоречит Конституции РФ. Дело гражданки Н. Ф. Нестеренко подлежит пересмотру.