Для получения лицензии по искусственному прерыванию беременности необходимо доказать наличие операционной и дневного стационара
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика |
Частная клиника не смогла оспорить отказ в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию ВРТ).
Отказ был мотивирован, в частности, отсутствием помещений малой операционной и дневного стационара или стационара в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 г. № 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология".
Не оспаривая отсутствие спорных помещений, клиника пыталась сослаться на определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 16 декабря 2021 г. № АПЛ21-469 (было принято ранее в деле по заявлению все той же самой клиники о признании частично недействующими строк 5, 6 таблицы, содержащейся в пункте 1 классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного приказом Минздрава РФ от 19 августа 2021 г. № 866н), в котором содержался следующий вывод: "Ссылка на невозможность осуществления медицинской деятельности по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций в амбулаторных условиях ввиду того, что для выполнения названных работ требуются условия дневного стационара, а также наличие операционной, оснащенной соответствующим оборудованием, и трудовых договоров с врачами-специалистами, является несостоятельной. Из норм действующего законодательства в сфере охраны здоровья граждан прямо следует, что медицинская деятельность по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), по акушерству и гинекологии (использованию ВРТ) может оказываться в том числе амбулаторно. При этом условия оказания медицинской помощи в каждом конкретном случае определяются в зависимости от объема и сложности предстоящих медицинских вмешательств, наличия (отсутствия) сопутствующих заболеваний, медицинских показаний (противопоказаний). Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы исключал оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций (в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи) в амбулаторных условиях, не имеется."
Однако это не помогло получить лицензию – суд указал:
- в рамках указанного спора (№АПЛ21-469) судом было подтверждено право на осуществление оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций в амбулаторных условиях;
- вместе с тем, указанный судебный акт не содержит выводов относительно возможности выдачи лицензии на оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций (в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи) исключительно в амбулаторных условиях в отрыве от оказания соответствующей помощи в условиях стационара (дневного стационара);
- напротив, в решении Верховного Суда РФ от 13 сентября 2021 г. № АКПИ21-489 (это акт суда первой инстанции по упомянутому спору) указывается, что ссылки общества на отказ в переоформлении лицензии и судебные решения о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности сводятся к исключению возможности оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и акушерству и гинекологии (использованию ВРТ) в амбулаторных условиях, то есть к вопросу о целесообразности существующего правового регулирования, что не является предметом данного судебного разбирательства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований (Определение Верховного Суда РФ от 26 мая 2023 г. № 310-ЭС23-6835).
ПОЛЕЗНО
О том, как пациентке компенсировали моральные страдания из-за беременности, наступившей после хирургической стерилизации, читайте подробнее в нашей новости.