Медорганизации обязаны отвечать на письма бывших пациентов
© gpointstudio / Фотобанк Фотодженика |
Государственные медицинские организации обязаны рассматривать обращения пациентов, в том числе бывших, и давать на них мотивированные ответы в порядке, установленном Законом о порядке рассмотрения обращений граждан, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
На это указал суд, рассматривая дело по иску о компенсации морального вреда бывшего пациента к своей клинике - федеральная клиника не ответила на два его письма, а на третье ответила не по существу. Суд первой инстанции счел, что обращения пациента были связаны с оказанием ему медпомощи, и клиника была обязана рассмотреть их по существу и ответить. Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли, что клиника не является ни органом власти, ни должностным лицом, поэтому Закон о порядке рассмотрения обращений граждан на спорные правоотношения не распространяется.
Верховный Суд РФ отправил дело на пересмотр и отметил следующее:
- согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18 июля 2012 г. № 19-П, установление обязанности по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования;
- сама по себе данная обязанность является одной из гарантий реализации гражданами не только права на обращение, но и других конституционных прав, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право гражданина на обращение проистекает не только и не столько из статьи 33 Конституции РФ, а, по сути, во взаимосвязи с общеправовой гарантией, предусмотренной статьей 45 Конституции РФ, входит в качестве элемента в содержание иных конституционных прав, реализация которых предполагает необходимость взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями, - и потому, будучи возложенной на эти учреждения, не может рассматриваться как чрезмерное их обременение;
- в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установленный данным федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами;
- в силу части 1 статьи 2 названного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам;
- ответчик является государственным учреждением и осуществляет публично значимые функции в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, а потому должен был рассмотреть обращения истца и дать ответ в соответствии с требованиями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан;
- кроме того, истец указывал в обращениях должностное лицо - председателя врачебной комиссии, заместителя начальника клиники по медицинской части, в компетенцию которого, как он считал, входит решение поставленных в обращении вопросов (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2023 г. N 4-КГ23-2-К1).