Орган внутреннего финконтроля внес представление: как будем устранять нарушения?
© Elnur_ / Фотобанк Фотодженика |
Согласно прямой норме БК РФ представление органа государственного (муниципального) финансового контроля должно содержать одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения требований:
- об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
- о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
При этом критерии отнесения тех или иных нарушений к устранимым непосредственно бюджетным законодательством РФ не определены, а потому должностные лица органов финконтроля предъявляют требования об устранении нарушений, основываясь на собственном профессиональном суждении. В свою очередь, объекты контроля не оставляют попыток признать представления недействительными, указывая на невозможность исполнения предъявляемых в них требований. Вместе с тем, если ревизоры считают, что устранить нарушение невозможно, одновременно с представлением в адрес объекта контроля должно быть направлено предписание. И именно предписание должно содержать требование не об устранении нарушения, а о принятии мер к возмещению ущерба, если его размер возможно определить.
Если нарушение устранимо, орган финконтроля обязывает устранить нарушение конкретным способом:
Примеры устранимых нарушений | Способ устранения нарушения |
---|---|
Нецелевое/неправомерное использование средств субсидии на задание | Возврат в бюджет средств, использованных не по целевому назначению |
Невыполнение государственного задания | Возврат в бюджет остатка субсидии |
Оплата некачественно выполненных работ за счет средств целевых субсидий (бюджетными и автономными учреждениями) или средств МБТ (независимо от типа учреждения) | Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ или выполнение указанных работ в соответствии с условиями заключенных контрактов (устранение недостатков) |
Оплата невыполненных работ | Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ |
Оплата работ по завышенным расценкам | Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ |
Причем от конкретного способа устранения нарушения будет зависеть порядок отражения соответствующих операций в учете и отчетности как объектов контроля, так и соответствующих администраторов доходов бюджета. О распределении полномочий по администрированию доходов бюджета между соответствующими органами власти / местного самоуправления мы рассказывали в материале.
А вот способов устранения причин и условий допущенных нарушений органы финконтроля не указывают. Но это вполне объяснимо, так как все зависит от обстоятельств, из-за которых было допущено нарушение: вопрос о выборе конкретных мер по устранению причин и условий нарушения относится к компетенции объекта контроля. Так, например, если нарушение связано с указанием недостоверной информации в отчетности об использовании целевых средств, либо несоблюдением срока представления отчетности, то объекту контроля в качестве мер по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений, будет указано усилить контроль за деятельностью лиц, в должностные полномочия которых входит направление указанного отчета, с целью недопущения подобных нарушений в будущем (Постановление Тринадцатого ААС от 3 апреля 2023 г. № 13АП-37297/22 по делу № А56-70212/2022, Постановление Пятнадцатого ААС от 22 марта 2023 г. № 15АП-1880/23 по делу № А32-49860/2022, Постановление Пятнадцатого ААС от 26 декабря 2022 г. № 15АП-15956/22 по делу № А32-21711/2021).