Новости и аналитика Новости Обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг: момент возникновения и порядок оплаты

Обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг: момент возникновения и порядок оплаты

Обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг: момент возникновения и порядок оплаты
© AndrewLozovyi / Фотобанк Фотодженика

Одним из частных случаев возникновения у организаций бюджетной сферы обязательств даже при отсутствии заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракта является оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Зачастую учреждения, ссылаясь на отсутствие оформленных надлежащим образом договорных отношений, а также на невозможность проверки обоснованности указанных в платежных документах стоимостных значений, уклоняются от оплаты квитанций, полученных от управляющей компании (Постановление АС Центрального округа от 12 мая 2023 г. № Ф10-1362/23).

Между тем суды, рассматривая иски управляющих компаний, неоднозначно указывают на то, что обязанность по внесению платы за оказанные услуги и выполненные работы возникает у учреждений не на основании договора, а в силу закона. При этом выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными также в силу закона, в связи с чем она не вправе от этого отказаться даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта. Причем неполучение платежных документов от управляющей организации не освобождает учреждение от исполнения обязанности по оплате расходов, поскольку собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества (постановление Одиннадцатого ААС от 23 марта 2023 г. № 11АП-2772/23). На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования ч. 3 ст. 30, ч 1 - 3 ст. 153 Жилищного  кодекса по содержанию общего имущества в МКД и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (постановление АС Северо-Западного округа от 23 марта 2023 № Ф07-1640/23).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения на него права собственности (п. 5 ст. 153 ЖК РФ). Размер платы за предоставленные услуги определяется с учетом цен, установленных общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. При этом управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Соответственно, размер обязательств как для постановки их на учет получателями бюджетных средств, так и для отражения соответствующих показателей на счетах санкционирования расходов, может быть рассчитан на основании постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также НПА, принятых на уровне субъекта РФ и муниципального образования, на территории которого расположены помещения.

Несвоевременное погашение обязательств по внесению платы за услуги влечет взыскание неустойки (постановление АС Уральского округа от 2 марта 2023 г. № Ф09-111/23). В свою очередь, неустойка и судебные издержки впоследствии могут быть признаны убытками, взыскиваемыми с руководителя. 

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Читайте также: