Новости и аналитика Новости Кто заплатит за школьную продленку?
Выбор редакции

Кто заплатит за школьную продленку?

Кто заплатит за школьную продленку?
© nicoletaionescu / Фотобанк Фотодженика

Министерство просвещения РФ довело рекомендации по организации досуговой, спортивной, иной деятельности для обучающихся в группах продленного дня. Среди прочих вопросов были рассмотрены подходы к финансовому обеспечению мероприятий по организации деятельности ГПД (Письмо Минпросвещения РФ от 10 апреля 2023 г. № 03-652).

Для ответа на вопрос о финансирования ГПД, нужно учитывать совокупность двух факторов:

  • что входит в деятельность ГПД;
  • как деятельность ГПД соотносится с образовательной программой образовательной организации.

При решении этого вопроса возможны два варианта.

1

Деятельность ГПД заключается только в обеспечении присмотра и ухода за обучающимися. То есть образовательная деятельность в ходе ее реализации не ведется.

В таком случае источники финансирования ГПД могут быть следующими:

  • если оказание такой услуги не включено в государственное/муниципальное задание образовательного учреждения, то она будет рассматриваться как платная услуга. То есть присмотр и уход за обучающимися, в том числе оплата труда педагогов, не могут оплачиваться за счет средств субсидии на выполнение государственного/муниципального задания (КФО 4);
  • бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования, например, как одна из форм социальной поддержки населения. Тогда такая услуга может быть указана отдельной статьей в государственном/муниципальном задании. В этой ситуации финансирование присмотра и ухода возможно осуществлять за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного/муниципального задания (КФО 4).

При этом общий размер субсидии предоставляется учреждению на выполнение всего объема задания. То есть оно может свободно распределять весь объем субсидии на различные составные части задания независимо от того, какие средства рассчитал учредитель на каждую составную часть задания при формировании общего объема субсидии.

2

Деятельность ГПД включает в себя наряду с присмотром и уходом образовательную деятельность. То есть в ходе ее реализации осуществляется образовательный процесс (например, внеурочная деятельность).

В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью основной образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Ведение индивидуальной работы с обучающимися, предусмотренной программой, подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные, воспитательные и культурные мероприятия - примеры ситуаций, когда образовательная деятельность может являться составной частью реализации основной образовательной программы.

Если образовательная деятельность входит в реализуемую программу, то ее финансирование может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы.

Если же образовательная деятельность не является составной частью основной образовательной программы, то она должна быть оформлена как платные дополнительные образовательные услуги и финансироваться за счет средств физических лиц на основании договора оказания платных образовательных услуг. Такая деятельность также может являться отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета, и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание.

В заключение отметим, что нормативные акты, регулирующие деятельность ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, разрабатывают органы-учредители. В свою очередь, локальные нормативные акты о регулировании деятельности в ГПД в общеобразовательных организациях могут содержать, в том числе:

  • финансово-экономические условия предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми ГПД, например, методику расчета стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, если эти услуги не могут быть оказаны бесплатно;
  • перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • порядок снижения размера родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей);
  • модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также: