Новости и аналитика Новости ВС РФ: законодательство не исключает возможность оформления информированного добровольного согласия перед прохождением медосвидетельствования на состояние опьянения

ВС РФ: законодательство не исключает возможность оформления информированного добровольного согласия перед прохождением медосвидетельствования на состояние опьянения

ВС РФ: законодательство не исключает возможность оформления информированного добровольного согласия перед прохождением медосвидетельствования на состояние опьянения 
© flatvectors / Фотобанк Фотодженика

В Верховном Суде РФ пытались оспорить Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утверждённого приказом Минздрава РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н, потому что он не предусматривает обязательного оформления информированного добровольного согласия (ИДС) на проведение медицинского вмешательства:

  • тем самым Порядок игнорирует императивные нормы в области медицины (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья), а именно позволяет проводить медицинское вмешательство без ИДС гражданина на медицинское вмешательство (оспаривался п. 7 Порядка, которым установлены документы, при наличии которых у лица, в отношении которого проводится освидетельствование, или его законного представителя, проводится медосвидетельствование),
  • при этом медработником не предоставляется в доступной форме полной информации о медицинском вмешательстве, об отказе от медицинского вмешательства, о целях, методах оказания медицинского вмешательства, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи,
  • а также вопреки требованиям закона медицинская организация не оформляет информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства на бумажном носителе, подписанный гражданином.

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении иска, потому что:

  • спорный пункт 7 Порядка регулирует проведение медосвидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), при этом определяет документы, наличие которых у освидетельствуемого или его законного представителя является обязательным для идентификации личности освидетельствуемого и не регулирует отношения по вопросу оформления ИДС на медицинское вмешательство;
  • доводы истца о противоречии оспариваемого положения Порядка ч. 1, ч. 7 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья в упоминаемом им аспекте основаны на ошибочном толковании норм материального права;
  • оспариваемая норма не исключает применения положений ст. 20 Закона об основах охраны здоровья, поскольку в случае отсутствия в подзаконном акте каких-либо положений применяются непосредственно нормы федерального закона;
  • следовательно, пункт 7 Порядка не противоречит Закону об основах охраны здоровья (ст. 20), поскольку имеет иной предмет правового регулирования (Решение Верховного Суда РФ от 15 марта 2023 г. № АКПИ23-17).

Отметим, что указанное Решение не проливает свет ни на обязательность оформления ИДС при прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения, ни на последствия отказа от оформления такого ИДС. Напомним, что судебная практика исходит из того, что оформлять ИДС в таком случае необязательно, а отказ от подписания ИДС не означает отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (постановления Шестого КСОЮ от 3 ноября 2022 г. по делу № 16-7361/2022 и от 3 сентября 2021 по делу № 16-5821/2021, Пятого КСОЮ от 26 июля 2022 г. по делу № 16-1589/2022, Первого КСОЮ от 14 апреля 2022 г. по делу № 16-2319/2022, Третьего КСОЮ от 11 июня 2021 г. по делу № 16-2747/2021, Оренбургского областного суда от 22 января 2018 г. по делу № 4А-24/2018).

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также: