Новости и аналитика Новости Мониторинг качества финансового менеджмента – обязанность всех главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджетов

Мониторинг качества финансового менеджмента – обязанность всех главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджетов

Мониторинг качества финансового менеджмента – обязанность всех главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджетов
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика

Финансовый менеджмент – организация и исполнение участниками бюджетного процесса бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных ст. 157, ст. 160.1, ст. 160.2 и ст. 162 Бюджетного кодекса. Основная задача мониторинга качества финансового менеджмента (КФМ) – предупреждение, выявление и пресечение бюджетных нарушений (Письмо Минфина России от 28 апреля 2023 г. № 02-10-08/1/39512).

Полномочиями на осуществление мониторинга КФМ наделены финорганы и главные администраторы бюджетных средств (ГАБС). Специалисты финансового ведомства разъяснили порядок распределения соответствующих полномочий:

Орган, наделенный полномочиями по осуществлению мониторинга КФМ Объекты мониторинга КФМ Порядок осуществления мониторинга КФМ

Финорган

ГАБС

Устанавливает финорган

в отношении самого себя в части полномочий ГАБС

ГАБС

все подведомственные АБС

исключение – ГАБС в отношении самого себя в части полномочий АБС

Устанавливает ГАБС

Порядок проведения мониторинга КФМ должен определять в том числе правила:

  • расчета и анализа значений показателей КФМ;
  • формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга КФМ;
  • формирования и представления отчета о результатах мониторинга КФМ.

Мониторинг КФМ – отдельное бюджетное полномочие. Оно может быть передано от ГАБС финоргану. При этом передача указанных полномочий осуществляется в полном объеме, включая установление порядка осуществления мониторинга КФМ.

Напомним, что повышение качества финансового менеджмента – одна из целей внутреннего финансового аудита, в объективности результатов которого заинтересован прежде всего руководитель. И здесь не имеет принципиального значения объем бюджетных полномочий – риск нерезультативного и/или неэкономного расходования бюджетных средств на денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) возникает по следующим причинам:

  • недостаточный контроль при исполнении трудовых функций;
  • дублирование трудовых функций;
  • снижение уровня трудовой дисциплины;
  • некачественная подготовка служебных документов;
  • завышения размера денежного обязательства (например, премирование работников без надлежащей оценки качества исполнения ими трудовых обязанностей).

Иными словами, основной инструмент эффективного расходования бюджетных средств на денежное содержание – повышение качества кадрового менеджмента. Соответственно, результаты внутреннего финансового аудита могут стать поводом для привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности и применена в виде предупреждения о неполном должностном соответствии (апелляционное определение СКГД Московского городского суда от 7 июня 2022 г. по делу № 33-15573/2022).

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также: