Мониторинг качества финансового менеджмента – обязанность всех главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджетов
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
Финансовый менеджмент – организация и исполнение участниками бюджетного процесса бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных ст. 157, ст. 160.1, ст. 160.2 и ст. 162 Бюджетного кодекса. Основная задача мониторинга качества финансового менеджмента (КФМ) – предупреждение, выявление и пресечение бюджетных нарушений (Письмо Минфина России от 28 апреля 2023 г. № 02-10-08/1/39512).
Полномочиями на осуществление мониторинга КФМ наделены финорганы и главные администраторы бюджетных средств (ГАБС). Специалисты финансового ведомства разъяснили порядок распределения соответствующих полномочий:
Орган, наделенный полномочиями по осуществлению мониторинга КФМ | Объекты мониторинга КФМ | Порядок осуществления мониторинга КФМ |
---|---|---|
Финорган | ГАБС | Устанавливает финорган |
в отношении самого себя в части полномочий ГАБС | ||
ГАБС | все подведомственные АБС исключение – ГАБС в отношении самого себя в части полномочий АБС | Устанавливает ГАБС |
Порядок проведения мониторинга КФМ должен определять в том числе правила:
- расчета и анализа значений показателей КФМ;
- формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга КФМ;
- формирования и представления отчета о результатах мониторинга КФМ.
Мониторинг КФМ – отдельное бюджетное полномочие. Оно может быть передано от ГАБС финоргану. При этом передача указанных полномочий осуществляется в полном объеме, включая установление порядка осуществления мониторинга КФМ.
Напомним, что повышение качества финансового менеджмента – одна из целей внутреннего финансового аудита, в объективности результатов которого заинтересован прежде всего руководитель. И здесь не имеет принципиального значения объем бюджетных полномочий – риск нерезультативного и/или неэкономного расходования бюджетных средств на денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) возникает по следующим причинам:
- недостаточный контроль при исполнении трудовых функций;
- дублирование трудовых функций;
- снижение уровня трудовой дисциплины;
- некачественная подготовка служебных документов;
- завышения размера денежного обязательства (например, премирование работников без надлежащей оценки качества исполнения ими трудовых обязанностей).
Иными словами, основной инструмент эффективного расходования бюджетных средств на денежное содержание – повышение качества кадрового менеджмента. Соответственно, результаты внутреннего финансового аудита могут стать поводом для привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности и применена в виде предупреждения о неполном должностном соответствии (апелляционное определение СКГД Московского городского суда от 7 июня 2022 г. по делу № 33-15573/2022).