Электронные повестки: что нужно знать?
© magicinfoto / Фотобанк Фотодженика |
14 апреля официально опубликован и вступил в силу закон, которым внесены существенные изменения в законодательство о воинской обязанности и ряд иных законодательных актов в части, касающейся порядка воинского учета, направления повесток призывникам, а также связанных с этим прав и обязанностей граждан, организаций и государственных органов. Подробно об этом законе мы рассказывали на стадии его принятия, здесь же напомним о некоторых его важных положениях (Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ).
Постановка на воинский учет без личной явки гражданина
Поправки предусматривают возможность осуществления воинского учета (постановка на учет, снятие с учета, внесение изменений в учетные документы, зачисление в запас) без личной явки граждан в военкомат – на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах, а также данных, представленных по запросам военкоматов. О соответствующих учетных действиях граждан будут уведомлять через единый портал Госуслуг.
Порядок направления повесток
Повестки гражданам, подлежащим призыву на военную службу, – в тех случаях, когда они не вручаются под роспись непосредственно работниками военкомата или по месту работы (учебы) призывника, – будут направляться по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства (месту пребывания) и, кроме того, – дублироваться в электронной форме. Электронная повестка будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на определенном Правительством РФ информационном ресурсе.
Вводится презумпция получения повестки - при ее направлении в установленном порядке она в любом случае будет считаться врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в формируемом в соответствии с поправками общедоступном Реестре повесток.
Ограничения, связанные с направлением повестки
Со дня, когда повестка считается врученной, гражданину в качестве временной меры, направленной на обеспечение его явки в военкомат, запрещается выезд из страны.
Помимо этого, в случае неявки гражданина без уважительной причины в течение 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, к нему применяются следующие временные меры:
- запрет на регистрацию в качестве ИП;
- запрет на постановку на учет в качестве самозанятого;
- приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимость;
- ограничение права управления транспортными средствами;
- запрет на государственную регистрацию транспортных средств;
- отказ в заключении кредитного договора, договора займа.
Решение о применении указанных мер будет приниматься автоматически с направлением гражданину соответствующего уведомления через портал Госуслуг. Отмена этих мер осуществляется также в автоматическом режиме в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Перечень таких уважительных причин не претерпел изменений и включает, в частности, заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности, а также тяжелое состояние здоровья члена семьи.
Гражданин сможет также обжаловать решение о применении перечисленных мер в досудебном порядке или в суд.
Отметим, что государственные органы субъектов РФ наделены полномочием устанавливать дополнительные меры, направленные на обеспечение явки по повестке, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных региональными НПА.
Обжалование решений, связанных с воинским учетом и призывом
Поправками уточнен порядок обжалования гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с Законом о воинской обязанности. Речь идет в том числе о решениях призывной комиссии и, как было отмечено, – решениях об установлении обеспечительных мер.
Досудебную жалобу в призывную комиссию субъекта РФ можно будет направить в электронном виде с использованием портала Госуслуг или через МФЦ. В первом случае срок рассмотрения жалобы составляет пять календарных дней, во втором – семь календарных дней.
Порядок судебного оспаривания соответствующих решений определяется процессуальным законодательством.
Рассматриваемым законом исключено правило, согласно которому исполнение обжалуемого решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией субъекта РФ или вступления в законную силу решения суда. Однако при необходимости суд вправе приостановить его действие на основании общей нормы ст. 223 КАС РФ.
Ряд изменений касается исполнения работодателями своих обязанностей в области воинского учета. В частности, поправками сокращены сроки направления в военкоматы сведений о работниках.