Можно ли учреждению получить "скидку" при уплате штрафа по КоАП РФ?
© JanPietruszka / Фотобанк Фотодженика |
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Из буквального прочтения ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ следует, что в размере половины административный штраф может быть уплачен за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля / надзора или муниципального контроля. При этом по мнению судебных инстанций, данная норма распространяется на объекты государственного / муниципального контроля, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Если административное правонарушение выявлено органом, наделенным соответствующими полномочиями, то принципиальное значение для применения "скидки" имеет не само по себе наличие у этого органа полномочий по государственному / муниципальному контролю, а выявление административного правонарушения именно при осуществлении таких полномочий (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2023 г. № 10АП-1483/23 по делу № А41-78206/2022, Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 г. по делу № 16-593/2023, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2023 г. № 15АП-1557/23 по делу № А32-21302/2022, Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2022 г. по делу № 16-1575/2022).
Таким образом, принципиальная возможность учреждения получить "скидку" не исключается. Но реализовать ее получится только при одновременном выполнении двух условий:
- контрольный орган является таковым в соответствии с Законом № 248-ФЗ;
- административное правонарушение выявлено в ходе контрольного мероприятия, в рамках которого учреждение является объектом государственного контроля / надзора или муниципального контроля.
В остальных случаях возможность получения 50%-ной скидки на уплату административного штрафа представляется весьма сомнительной. Дело в том, что судебные инстанции, рассматривая дела об административных правонарушениях, указывают на то, что Закон № 248-ФЗ не затрагивает сферу внутреннего государственного / муниципального финансового контроля, осуществляемого в соответствии с положениями ст. 265 БК РФ. Непосредственно положениями КоАП РФ понятия "государственный контроль (надзор)" и "внутренний государственный финансовый контроль" разграничены, в связи с чем положения условия применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ не распространяются на административные правонарушения, выявленные контрольными органами при осуществлении полномочий по внутреннему государственному и муниципальному финансовому контролю. Иными словами, количество протоколов и вынесенных по таким делам постановлений о назначении административных штрафов фактического влияния на размер данного административного наказания не оказывает.
Поскольку в ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ речь также идет исключительно об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления государственного / муниципального контроля, возможность уплаты половины штрафа за административные правонарушения, выявленные в рамках осуществления полномочий по указанному виду контроля, положениями КоАП РФ не предусмотрена. При этом прямо предусмотренная в Приложении № 28 к Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 г. № 328, возможность применения положений ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ объясняется наличием у Федерального казначейства полномочий на осуществление государственного контроля / надзора в соответствии с Законом № 248-ФЗ, в частности, полномочий внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.