Централизованная бухгалтерия не сможет подписать "платежки" для оплаты по контракту в ЕИС
© AntonLozovoy / Фотобанк Фотодженика |
На практике учреждения, передавшие полномочия по ведению бухгалтерского / бюджетного учета, зачастую передают централизованной бухгалтерии и полномочия на подписание платежных документов. В связи с переходом на формированием распоряжений о совершении казначейского платежа с использованием ЕИС у должных лиц учреждений, передавших полномочия, возникает вопрос: сможет ли ЦБ, как и прежде, подписывать платежные документы?
В настоящее время требование о формировании "платежки" для оплаты по контракту, включенному в реестр контрактов по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено для прямых участников системы казначейских платежей федерального уровня, то есть для федеральных ПБС, а также федеральных бюджетных и автономных учреждений. Вместе с тем, подобное требование в скором будущем будет распространено на региональные и муниципальные учреждения (об этом мы рассказывали не так давно).
В соответствии с абзацем вторым п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей Распоряжение о перечислении в электронной форме, составленное в ЕИС, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью:
- руководителя и/или уполномоченного лица;
- главного бухгалтера и/или лица, уполномоченного осуществлять соответствующие функции в соответствии с Порядком регистрации в ЕИС.
Перечень лиц, являющихся уполномоченными в целях применения Порядка регистрации в ЕИС, определен его положениями. При этом непосредственно Порядок не указывает на то, что уполномоченное лицо обязательно должно состоять в трудовых отношениях с заказчиком.
Вместе с тем, квалифицированные сертификаты удостоверяющим центром Федерального казначейства выдаются именно работникам учреждений. Идентификация личности работника организации, обратившегося за сертификатом, является обязательным условием его создания. В заявлении на выдачу сертификата указывается наименование организации, в которой работник замещает соответствующую должность. Одновременно с заявлением на сертификат представляется документ или сведения, которыми подтверждается замещение должностным лицом соответствующей должности в учреждении.
Соответственно, правом подписания распоряжения на совершение кассового платежа (РСКП) в ЕИС могут быть наделены только должностные лица, состоящие с учреждением-заказчиком в трудовых отношениях. Должностные лица централизованной бухгалтерии не могут быть зарегистрированы в ЕИС в качестве уполномоченных на подписание РСКП, сформированного от имени обслуживаемых учреждений.
Передача полномочий по ведению бюджетного учета не влечет за собой обязанностей передачи права второй подписи: Так, в соответствии с положениями Порядка № 21н открытия и ведения лицевых счетов ТОФК при отсутствии в штате клиента должности главного бухгалтера или другого должностного лица, выполняющего его функции, карточка образцов подписей представляется за подписью только руководителя либо уполномоченного им лица. В графе "Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись "бухгалтерский работник в штате не предусмотрен", и в этом случае распоряжения о совершении казначейских платежей, расчетные и иные документы, представленные в орган Федерального казначейства, считаются действительными при наличии на них одной первой подписи.
Соответственно, наделение правом второй подписи должностных лиц централизованной бухгалтерии не является обязательным условием для оплаты денежных обязательств, принятых обслуживаемыми учреждениями. В то же время, пользуясь правом определения порядка ведения и открытия лицевых счетов, финорганы отдельных публично правовых образований предусматривают возможность наделения должностных лиц ЦБ не только правом второй, но и правом первой подписи (см., например, подп."г" п. 3.6 Порядка, утв. приказом Минфина Оренбургской области от 31 марта 2022 г. № 62, п. 15.1 Порядка, утв. приказом Минфина Удмуртской Республики от 18 августа 2014 г. № 131).
Казначейство в рамках полномочий по казначейскому обслуживанию проверяет наличие в Карточке образцов подписей (КФД 0531753) лиц, подписавших распоряжение о совершении казначейского платежа УКЭП, только при предоставлении платежного документа прямым участником системы казначейских платежей. А потому предоставление права первой подписи должностным лицам ЦБ не препятствует исполнению денежных обязательств клиентов, лицевые счета которым открыты в финорганах.
Вместе с тем подобный подход далеко не всегда соответствует положениям бюджетного законодательства. Дело в том, что общие начала правового регулирования деятельности властных структур и должностных лиц должны исходить из правила "дозволено только то, что прямо разрешено законом" и закрепленного законом закрытого перечня полномочий и компетенций (см. письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. № 02-06-10/23847). Полномочия по исполнению бюджетной сметы / исполнению денежных обязательств являются самостоятельным бюджетным полномочием ПБС. Возможность передачи полномочий по исполнению бюджета, в отличие от полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, Бюджетным кодексом не предусмотрена.
При этом, в соответствии с положениями БК РФ, на уровне публично-правового образования может быть принято решение о централизации полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджет и их перечислению. Таким образом, право подписи, предоставленное должностным лицам ЦБ, вполне обоснованно может быть реализовано при оформлении платежных документов на перечисление физическим лицам заработной платы и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджет.