Приемка товаров, работ, услуг в январе: быть или не быть событию после отчетной даты?
© chocolarte / Фотобанк Фотодженика |
От плановых назначений на принятие расходных обязательств до возврата от поставщика денежных средств за некачественный товар: все, что нужно знать бухгалтеру об учете закупок, – в новой пошаговой инструкции "Закупка товаров, работ, услуг в бюджетной сфере: от А до Я". Получите полный доступ к Энциклопедии решений системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Получить доступКак правило, дата признания на счете 302 00 расчетов по принятым обязательствам и денежных обязательств на счете 502 02 определяется датой возникновения обязанности учреждения уплатить контрагенту денежные средства согласно выполненным условиям контракта. Если фактическое получение товаров, работ, услуг и их электронная приемка в ЕИС осуществляются в разные даты, учреждение обязано создать на счете 401 60 резерв предстоящих расходов и одновременно с этим отразить в учете отложенные обязательства. Как это сделать, смотрите здесь.
Причем сформировать резерв следует, даже если фактическое получение / поставка товара и его электронная приемка осуществлены в один отчетный период.
Но может сложиться так, что эти даты будут приходиться на разные отчетные периоды. Так, многие учреждения получили товары, работы, услуги в декабре, а документы подписали в январе следующего года. И если это произошло до сдачи годовой отчетности, может возникнуть вопрос: является ли в этом случае электронная приемка событием после отчетной даты (СПОД)?
В связи с этим напомним, что под событием после отчетной даты понимается событие, отвечающее критериям, установленным одноименным Стандартом:
- если факт хозяйственной жизни (в данном случае факт приемки) произошел в период между отчетной датой и датой подписания / принятия отчетности;
- данное событие оказало или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения с учетом существенности события.
В свою очередь СПОД делятся на события, подтверждающие условия деятельности, и события, указывающие на условия деятельности субъекта отчетности. В учете и отчетности СПОД каждой группы отражаются по-разному: первые учитываются последним днем отчетного периода, вторые – в следующем году.
Стандарт и системные письма Минфина России и Федерального казначейства определили перечень событий после отчетной даты каждой из указанных групп. Однако завершение приемки после отчетной даты в нем прямо не поименовано. А потому при решении вопроса об отнесении рассматриваемого события к одной из групп СПОД нужно подключать профессиональное суждение. И основывать его нужно на двух базовых условиях:
- Рассматриваемое событие должно быть существенным:
- для пользователей отчетности: как эта информация способна повлиять на принимаемые ими решения;
- для самого учреждения: насколько существенен факт приемки, если в учете уже начислена кредиторская задолженность счете 401 60.
- Рассматриваемое событие должно быть связано с прошлым / отчетным годом. И это, как говорится, спорный вопрос: для одних эта связь очевидна, другие же рассматривают подписание документов о приемке в январе как самостоятельный факт хозяйственной жизни текущего года.
Иными словами, формировать профессиональное суждение нужно очень взвешено. И понимать, что если вы приняли решение об отражении факта электронной приемки в качестве СПОД, подтверждающего условия деятельности, и, как следствие, датированный январем документ отразили в учете декабря, то и кредиторскую задолженность перед поставщиком на счете 302 00, и денежные обязательства на 500-х счетах нужно отразить в декабре. Как это сделать, смотрите здесь.
Напомним, что при наличии временного разрыва между датами поступления товара и его приемки полученные учреждением материальные ценности, согласно документу о поставке должны отражаться по дебету счета 106 ХХ и учитываться на нем до подписания документа о приемке (правда, есть исключение – потребляемые матзапасы, которые к моменту подписания документа о приемке уже будут израсходованы: например, ГМС, продукты питания, медикаменты). При этом стоит подумать и о том, что приемка может оказаться неполной, и не принятый объем поставки придется отразить в учете "обратными" проводками. Только вот сделать это нужно тоже в декабре, хотя здесь уже связь с прошлым годом прослеживается мало...
Итак, в январе мы подписали документы о приемке. Профильная комиссия определила, являются ли приобретенные объекты основными средствами или матзапасами, и мы отразили в учете соответствующие корреспонденции: Дебет 101 ХХ 310 (или 105 ХХ 34Х) – Кредит 106 ХХ 3ХХ. Учитывая, что решение комиссии оформлено в январе, связь факта приемки с прошлым годом и, как следствие, правомерность квалификации рассматриваемого факта в качестве СПОД представляются еще более сомнительными.
Получается, что если и признавать факт приемки в период между отчетной датой и датой подписания/принятия отчетности как СПОД, то лишь как указывающий на условия деятельности, с отражением в текстовой части Пояснительной записки за отчетный (2022) год.
Важно понимать, что какое бы решение вы ни приняли относительно СПОД, в каком бы месяце вы ни учли соответствующие операции по счетам 302 ХХ и 401 60 – в декабре или в январе, вы ничем не рискуете. В данном случае нет никаких оснований для штрафа за искажение отчетности, ведь обосновать свое профессиональное суждение перед ревизорами и судом в том и в другом случае вполне возможно.
Остается надеяться, что Минфин России по итогам анализа отчетности - 2022 в следующем году в целях единообразия учета все же включит рассматриваемую ситуацию в перечень СПОД или, наоборот, сделает примечание о неправомерности ее квалификации в качестве события после отчетной даты.