Новости и аналитика Новости Налоговая функция компаний: какие тенденции учесть бизнесу

Налоговая функция компаний: какие тенденции учесть бизнесу

Налоговая функция компаний: современные тенденции и векторы развития
© SergeyNivens / Фотобанк Фотодженика

В эпоху активной цифровизации и общего курса на изменение системы взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, в том числе в рамках развития налогового мониторинга, заметно эволюционирует и налоговая функция компаний. Если раньше с вопросами налогообложения справлялся обычный бухгалтер, то сейчас ведением налогового учета и отчетности – даже не в самых крупных компаниях – все чаще занимаются отдельные структурные подразделения. Причем с каждым годом неуклонно растет доля работников таких подразделений с профильным IT, а не финансово-экономическим образованием. Это связано с постепенным переводом большинства документов в цифровой формат и автоматизацией части функций, что требует разработки соответствующих программных решений не только со стороны ФНС России, но и внутри организаций, а следовательно – и наличия необходимых технических знаний и навыков у сотрудников.

Современные тенденции развития налоговой функции компаний, предпосылки для повышения ее эффективности и перспективы совершенствования эксперты обсудили в ходе круглого стола на тему: "Настройка налоговой функции компаний в 2022 году" в рамках XVIII Всероссийского налогового форума – 2022, проходившего 12-13 декабря прошлого года.


Является ли невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа основанием для назначения выездной налоговой проверки? Ответ на этот вопрос можно найти в материале "Порядок проведения налогового мониторинга" "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" в системе Гарант. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


В частности, директор Управления налогового планирования ПАО "Сбербанк" Людмила Катулевская остановилась на ключевых трендах, оказывающих влияние на будущее налоговой функции компаний, в числе которых:

  • цифровизация (как внутренняя – цифровая трансформация бизнеса, так и внешняя – цифровая трансформация ФНС России), которая опосредует эволюцию налогового контроля;
  • принципы ESG ("экология, социальная политика и корпоративное управление") – налоги затрагивают сферу корпоративного управления, помогая компании создавать имидж добросовестного налогоплательщика, участвовать в проектах ФНС России по обелению экономики и развивать налоговую культуру;
  • экосистемность – налоговая функция должна развивать не только знания в своей предметной отрасли, но и в других отраслях экосистемы, создавая при этом единую унифицированную систему налогообложения среди компаний – участников экосистемы;
  • переход от эпохи трендов к эпохе отсутствия трендов – налоговая функция должна формироваться таким образом, чтобы быть максимально гибкой и адаптивной к непрогнозируемым изменениям, а также предусматривать возможность донастройки внутренних систем в соответствии с меняющимся законодательством.

При этом ядро налоговой функции, по мнению эксперта, традиционно будут составлять: оценка налоговых последствий; структурирование сделок, продуктов, договорных отношений; подготовка налоговой отчетности; своевременная уплата налогов; управление эффективной налоговой ставкой. А цифровизация, ESG, экосистемность наряду с созданием команд, способных быстро реагировать на изменения, должны стать полезным дополнением к указанному основному функционалу.

Кроме того, Людмила Катулевская озвучила свои прогнозы относительно дальнейшего развития системы налогового администрирования. Она отметила, что в скором будущем компании будут подавать не декларации и документы в электронном или бумажном виде, а только данные. Причем последние станут передавать не периодически (как сейчас подается отчетность), а в режиме реального времени – это, в частности, позволит налоговым органам своевременно, а не ретроспективно выявлять риски. Автоматизированный контроль не только ускорит все процессы, но и существенно их удешевит, высвободит человеческие и временные ресурсы, считает эксперт. Также ожидается, что базы данных государственных органов будут работать не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом, что позволит оперативно получать данные для расчетов и при необходимости делать определенные кросс-сверки. Как следствие, за счет унификации существенно повысится качество налогового контроля, а также скорость обработки данных, а налогоплательщики смогут быстро получать обратную связь от налоговых органов по своим налоговым обязательствам. Это положительно скажется на объективной оценке и полноте контроля. "Машина проверит абсолютно все", – заключила эксперт.

Спикер полагает, что планируемые трансформации уже сейчас вызывают необходимость переосмысления роли налоговой функции компании и смещения акцента на работу с данными и их качество. А для этого эксперт призывает представителей бизнеса по возможности участвовать во всех процессах автоматизации и уже на подготовительном этапе внимательно контролировать, как закладываются данные в систему. Целесообразно, чтобы имелись все необходимые атрибуты для расчета налогооблагаемой базы, а сами данные не позволяли двояко трактовать, какая операция была проведена и какие налоговые последствия она породила, так как через определенное количество операций эти данные будут выгружаться в налоговый орган.

"Налоговая функция должна создать некий бесшовный процесс, который интегрирован во все бизнес-процессы компании", – заключила эксперт. Предполагается, что на базе объединенных цифровых платформ удастся сформировать единую среду для налоговых органов и налогоплательщиков, что, в свою очередь, позволит налаживать и развивать партнерские отношения между участниками налогового контроля. Этому будет способствовать и смещение рутинного контрольного фокуса налоговых органов в сторону интеллектуального анализа данных, получаемых от налогоплательщика.

С такими тезисами согласился и модератор дискуссии – Председатель экспертного совета по налоговому и таможенному законодательству Госдумы Михаил Орлов. Он отметил, что налоговая группа – будь то налоговый департамент, управление и т. п. – уже сейчас перестает быть просто подразделением, обслуживающим бизнес, а становится активным участником бизнес-процессов, способным на ранних этапах управлять налоговыми рисками, минимизируя их. 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие налогового органа с налогоплательщиком-организацией посредством удаленного доступа к информационным системам, бухгалтерской и налоговой отчетности последней. Такой способ позволяет своевременно предупреждать возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций и оперативно согласовывать с налоговым органом позиции по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Также участники дискуссии затронули вопросы налогового мониторинга – они указали, что такой мониторинг является одним из эффективных способов налаживания налоговой функции компаний, и уже видно, что у тех организаций, которые вошли в налоговый мониторинг, налоговые функции на порядок качественнее, чем у тех, кто не имеет отношения к мониторингу. На это обратил внимание партнер Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Иларион Леметюйнен – по его мнению, преимущества проявляются:

  • в совершенствовании налоговой стратегии;
  • развитии системы электронного документооборота;
  • автоматизации налоговой функции;
  • совершенствовании системы управления налоговыми рисками и резервами;
  • развитии системы налогового планирования;
  • унификации налоговых учетных политик и принципов налогового учета;
  • развитии системы оценки и мотивации и т. п.

По большинству из указанных пунктов оценка приоритетности направлений развития налоговой функции у юрлиц, которые не имеют опыта налогового мониторинга, выше. Это связано с тем, что при вступлении в режим налогового мониторинга компании проводят работу по повышению уровня автоматизации, унификации учетных принципов и развитию системы оценки и мотивации сотрудников, поэтому сотрудники, выполняющие налоговую функцию, могут сосредоточиться на более стратегических задачах.

В свою очередь, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова отметила, что в рамках цифровизации изначально была задумка выстроить онлайн налоговый контроль, максимально его автоматизировав. В рамках этой работы выделяются четыре отдельных блока, направленных на обеспечение интеграции системы АИС "Налог-3" с системами налогоплательщиков:

  • разработка открытых программных интерфейсов для интеграции с информсистемами налогоплательщиков;
  • информационное взаимодействие через доступ к ИСО, предоставление доступа к аналитической витрине данных;
  • создание функционала "рабочее место участника налогового мониторинга" (техническая поддержка, управление доступом, сверка нормативно-справочной информации);
  • разработка в целях автоматизации налогового контроля стандартизированных надстроечных регистров для участников налогового мониторинга.

Представитель ФНС России подчеркнула, что сама концепция автоматизации налогового мониторинга не изменится – она по-прежнему будет базироваться на четырех блоках: онлайн-доступ к IT-системам организаций; открытые программные интерфейсы; автоматическое выявление рисков; автоматическая программа проверки. Именно к такой целевой модели налоговая служба планомерно движется.

Между тем, начальник Департамента налогового мониторинга компании "Евраз" Ирина Дроздова озвучила цели вступления в налоговый мониторинг:

  • повышение имиджа компании;
  • повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами;
  • снижение налоговых рисков и затрат;
  • повышение качества учета и контроля.

Эти цели опосредуют и преимущества, которыми пользуются компании, вошедшие в налоговый мониторинг. Речь идет, в частности, об имидже ответственного налогоплательщика, о снижении рисков и затрат за счет освобождения от налоговых проверок, повышении качества учета и контроля и сокращении срока закрытия налогового периода с 5 до 2 лет. Кроме того, налоговый мониторинг дает дополнительные возможности – возможность запрашивать мотивированное мнение, доступ к возможности заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), ускоренное возмещение НДС, акцизов и т. д.

Однако имеются и недостатки, к числу которых эксперт относит, например, то, что в настоящее время часто изменяются и расширяются требования ФНС России, в частности, к IT-системам и системам внутреннего контроля, что вызывает необходимость доработок программного обеспечения за счет предприятия. Кроме того, у компаний появляются дополнительные обязанности – например, в части отчетности по системам внутреннего контроля, обеспечения доступа налоговых инспекций в IT-системы организаций и т. п. Также имеет место несовершенство регулирования – в том числе речь идет о недостаточной проработанности требований налоговых органов на момент их озвучивания.

Резюмируя ключевые тезисы круглого стола, посвященного теме налоговой функции компаний, Михаил Орлов отметил, что налоговая функция в настоящее время становится сложнее, но за счет цифровизации – интереснее. Однако важно, чтобы при планировании изменений в налоговое законодательство и установлении сроков вступления соответствующих поправок в силу законодатель учитывал необходимость корректировки программного обеспечения (как со стороны налоговой службы, так и со стороны налогоплательщиков) для того, чтобы у всех была возможность своевременно перестроиться на новую систему работы.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также: