Отчетность – 2022: изменения в инструкции по отчетности, новые контрольные соотношения
© thodonal / Фотобанк Фотодженика |
На регистрации в Минюсте России находятся приказы Минфина России №№ 183н и 186н о внесении изменений в инструкции по составлению бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений – тексты приказов размещены на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах (Приказы Минфина России от 1 декабря 2022 № 183н и от 9 декабря 2022 № 186н, размещены на официальном сайте). Данные приказы следует учесть при формировании годовой отчетности за 2022 год (Информация Федерального казначейства от 12 декабря 2022 г.).
О запланированных поправках в порядок формирования отчетности за 2022 год мы уже рассказывали ранее. НО! Изменения в Инструкции №№ 191н и 33н, которые содержатся в подписанных Приказах №№ 186н и 183н, существенно отличаются от поправок, ранее предусмотренных проектами. Фактически количество изменений намного меньше ранее запланированного объема правок.
Приказами №№ 183н и 186н предусмотрено поэтапное применение изменений, которые следует учесть при формировании бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. Причем ряд поправок впервые следует учесть при формировании отчетности на 1 июля 2023 года, основную часть поправок необходимо применять начиная с отчетности за 2023 год, но есть ряд изменений, касающихся годовой отчетности за текущий, 2022 год.
Основные изменения, которые необходимо учесть при формировании отчетности – в специальных разделах Памяток по годовой отчетности – 2022:
До начала отчетной кампании федеральное казначейство подготовило новую информацию для проверки показателей годовой отчетности – 2022. Изменения в Инструкции №№ 191н и 33н, новый порядок отражения в учете безвозмездных неденежных передач, а также анализ ранее допущенных ошибок при формировании отчетности потребовали уточнений контрольных соотношений к бухгалтерской и бюджетной отчетности.
1. Для участников бюджетного процесса
1.1. Предусмотрена новая проверка правильности формирования номеров счетов для учета расчетов в Сведениях (ф. 0503169) – отражение в 15 – 17 разрядах номеров счетов 1 205 ХХ, 1 206 ХХ, 1 208 ХХ, 1 209 ХХ, 1 210 ХХ, 1 302 ХХ, 1 303 ХХ кодов 801 – 809 и 191 – 199, предназначенных для отражения неденежных расчетов при безвозмездных передачах, недопустимо.
Несмотря на отсутствие такой правки к Сведениям (ф. 0503769), рекомендуем применять аналогичный подход автономным и бюджетным учреждениям при проверке корректности формирования номеров счетов для учета расчетов.
1.2. Показатели безвозмездных неденежных передач при межведомственных и межбюджетных расчетах между участниками бюджетного процесса, отраженные в Справке (ф. 0503110) по счетам 1 401 10 189, 1 401 10 191 и 1 401 10 195, сформированным с указанием в 15 – 17 разрядах номеров счетов АнКВД 194 и 196, а также по счетам (КВР 804) 1 401 20 241 и (КВР 804) 1 401 20 281, а также (КВР 806) 1 401 20 251 и (КВР 806) 1 401 20 254, сверяются с итоговыми показателями Справок (ф. 0503125) по аналогичным номерам счетов.
1.3. Уточнения коснулись контрольных соотношений, установленных к Справке (ф. 0503125) для проверки правильности отнесения безвозмездных передач прав пользования НМА/вложений в права пользования НМА к передачам текущего характера – такие безвозмездные передачи отражаются в Справках (ф. 0503125 по кодам счетов 1 401 10 191, 1 401 20 241, 1 401 20 251). Подробности – здесь.
2. Для бюджетных и автономных учреждений;
2.1. Мы уже рассказывали, что особое внимание при составлении отчетных форм за 2022 год следует уделить правильности формирования 26 разряда в номерах счетов расчетов согласно требованиям, установленным Планами счетов для разных типов учреждений.
Проверки для 24 – 26 разрядов номеров счетов учета расчетов дополнены следующими позициями в части расчетов бюджетных и автономных учреждений по субсидиям с уровнем контроля "Блокирующий":
Отчетная форма |
Коды счетов |
Какой код указать в 24 - 26 разряде номера счета |
|
---|---|---|---|
Сведения |
4 205 31, 5 205 52, 5 205 62, 6 205 62, (...610) 4 303 05, |
001 |
расчеты с участниками бюджетного процесса |
Кроме того, наличие в Сведениях (ф. 0503769) по КФО 5 и 6 остатков на начало или конец года по счету 303 05, кроме остатков по счетам (...610) 5(6) 303 05 001 и (...150) 5(6) 303 05 001 в части расчетов по неиспользованным средствам целевых субсидий, требуют пояснения.
2.2. Столь же внимательно необходимо отнестись и к 15 – 17 разрядам номеров счетов.
В частности, уточненными Контрольными соотношениями предусмотрена проверка правильности формирования номеров счетов счета 401 40 "Доходы будущих периодов" при отражении показателей в Сведениях (ф. 0503769):
Что отражаем |
АнКВД |
Коды счетов |
КОСГУ в 24 - 26 разряде номера счета |
---|---|---|---|
Доходы будущих периодов от поступлений субсидий на финобеспечение выполнения задания |
4 401 40 |
||
Доходы будущих периодов от субсидий на иные цели текущего или капитального характера |
5 401 40 |
||
Признание ссудополучателем доходов будущих периодов от предоставления права пользования активом – объектом учета операционной аренды на льготных условиях по договорам безвозмездного пользования. О других контролях к формату номера счета 401 40 см. здесь |
Х 401 40 |
||
2.3. Обратите внимание на новый и очень важный контроль – при формировании сводной Справки по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) учредитель, финорган должны обеспечить соответствие показателей в части безвозмездных неденежных передач между бюджетными и автономными учреждениями:
Безвозмездная неденежная передача между АУ/БУ |
Показатели раздела 1 Справки (ф. 0503710) |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Передающая сторона |
Контроль показателя |
Принимающая сторона |
||||
графа 1 |
графы |
графа 1 |
графы |
|||
Внутриведомственные расчеты |
капитального характера |
(2 - 3)+(4 - 5) |
= |
(3 - 2)+(5 - 4) |
||
текущего характера |
(2 - 3)+(4 - 5) |
= |
(3 - 2)+(5 - 4) |
|||
Межведомственные расчеты |
капитального характера |
(2 - 3)+(4 - 5) |
= |
(3 - 2)+(5 - 4) |
||
текущего характера |
(2 - 3)+(4 - 5) |
= |
(3 - 2)+(5 - 4) |
|||
Межбюджетные расчеты (между АУ/БУ разных бюджетов) |
капитального характера |
(2 - 3)+(4 - 5) |
= |
(3 - 2)+(5 - 4) |
||
текущего характера |
(2 - 3)+(4 - 5) |
= |
Х 401 10 191 |
(3 - 2)+(5 - 4) |
А значит, прежде чем формировать отчетность, бюджетные и автономные учреждения обязательно должны сверить показатели по безвозмездным передачам имущества, активов и обязательств внутри сектора госуправления. При передаче основных средств, нематериальных активов не забудьте сверить не только балансовую стоимость имущества, но и показатели амортизации, обесценения.
3. Для консолидированной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности АУ/БУ
Еще один новый и очень важный контроль также направлен на обеспечение соответствия показателей в части безвозмездных неденежных передач между организациями бюджетной сферы при сопоставлении двух видов сводной/консолидированной отчетности ГРБС/учредителем, финорганом: бюджетной и бухгалтерской. Сверяются показатели сводных Справок (ф. 0503110 и ф. 0503710) в части расчетов между бюджетными, автономными учреждениями и участниками бюджетного процесса, к которым в том числе относятся казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления
Безвозмездная неденежная передача между АУ/БУ и УБП |
Показатели раздела 1 Справки (ф. 0503710) и раздела 1 Справки (ф. 0503110) |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Передающая сторона |
Контроль показателя |
Принимающая сторона |
|||||
Код формы |
графа 1 |
графы |
Код формы |
графа 1 |
графы |
||
Внутриведомственные расчеты капитального характера |
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
||||
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
|||||
Внутриведомственные расчеты текущего характера |
(2 - 3 |
= |
(3 - 2) |
||||
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
|||||
Межведомственные расчеты капитального характера |
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
||||
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
|||||
Межведомственные расчеты текущего характера |
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
||||
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
|||||
Межбюджетные расчеты капитального характера |
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
||||
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
|||||
Межбюджетные расчеты текущего характера |
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |
||||
(2 - 3) |
= |
(3 - 2) |