Меры поддержки банков в 2023 году: разъяснения Банка России
© vectomart / Фотобанк Фотодженика |
Банк России рассказал о новых мерах поддержки банков и изменениях в банковском регулировании в 2023 году (информационное сообщение Банка России от 30 ноября 2022 г.).
В 2022 году Банком России были предоставлены различные меры поддержки кредитных организаций, такие в том числе как возможность фиксации валютного курса и стоимости активов для расчета нормативов. При этом несмотря на то, что послаблениями пользуются две трети организаций, для большинства из них общий эффект на капитал умеренный. Поэтому Банк России планирует с начала 2023 года отменить ряд мер, продлив и частично модифицировав лишь те, в которых сохраняется необходимость. Также планируется дополнительно предусмотреть ряд изменений в регулировании для облегчения признания кредитными организациями возможных потерь и сохранения потенциала кредитования.
Банк России подготовил перечень мер, которые не будут продлены после 2022 года. В частности, это возможность фиксации валютных курсов, стоимости ценных бумаг и имущества, а также справедливой стоимости ценных бумаг и отдельных финансовых инструментов (для целей бухучета). В настоящее время нет необходимости в этой мере поддержки, поскольку финансовый рынок постепенно стабилизируется, в том числе и из-за введения ряда новых мер поддержки – поэтапного формирования резервов по заблокированным активам и временного снижения требований по надбавкам к нормативам достаточности капитала.
Также будут отменены послабления по несоблюдению лимитов открытых валютных позиций для снижения рисков и стимулирования снижения доли "токсичных" валют в балансах кредитных организаций.
Не будет возможности и применять пониженный риск-вес для нормативов концентрации по корпоративным заемщикам, в отношении которых банк существенно нарастил объем кредитных требований. То же самое касается и нормативов достаточности капитала и концентрации по оборотным кредитам системообразующих организаций. Как поясняет Банк России, применение льготных риск-весов планируется только для приоритетных проектов, направленных на обеспечение технологического суверенитета и структурной адаптации экономики.
Вместе с тем в 2023 году будут продлены регуляторные меры в части формирования резервов. Резервы на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера, возникшим до 18 февраля 2022 года, должны быть сформированы в полном объеме до 30 июня 2023 года (в отношении организаций, в том числе и некоторых юрлиц – нерезидентов, просроченные платежи которых менее 90 дней). В отношении физлиц и субъектов МСП при недлительной задержке платежей (менее 90 дней) резервы нужно будет сформировать до конца 2023 года. При этом если просрочка более длительная, то льготный режим не будет распространяться на такие кредиты. Они должны резервироваться в обычном порядке.
Часть мер поддержки будет модифицирована. Так, например, будет отменен запрет на раскрытие финансовой отчетности кредитных организаций, но с 1 января 2023 года они будут ее представлять не в полном виде, как было ранее, а в ограниченном формате. А право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию, в том числе реорганизации, структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах кредитных организаций, лицах, контролирующих кредитные организации, существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования, продлевается только до 1 июля 2023 года.
Также предусматриваются и новые меры поддержки. В частности, временно будут обнулены требования по надбавкам к нормативам достаточности капитала банков с 2023 года с их последующим постепенным восстановлением в течение 5 лет (включая грейс-период в 1 год). При этом банки смогут выплачивать вознаграждение своему менеджменту для сохранения его мотивации к быстрому восстановлению финансовой устойчивости. Вместе с тем планируется ограничить распределение прибыли банками в следующих размерах: полный запрет – если временный уровень надбавок будет нарушен, до 50% прибыли текущего года и 0% прибыли прошлых лет – если значение норматива находится между временным уровнем и целевым, без ограничений – если соблюдается целевой уровень надбавок (3,5% – СЗКО, 2,5% – БУЛ).