ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
© bnenin / Фотобанк Фотодженика |
Причиной спора стало принятие налоговым органом в апреле 2020 года в электронном виде уточненных деклараций организации по НДС за III – IV кварталы 2018 года, II – IV кварталы 2019 года по доверенности, которую организация не выдавала. То есть "уточненки" были поданы неуполномоченным лицом. Организация просила исключить из обработки уточненные декларации и восстановить информацию по ранее поданным, а также предоставить документы, на основании которых налоговый орган принял информацию от третьего лица. Инспекция и УФНС оставили жалобы без удовлетворения. Компания обратилась в суд.
Суды трех инстанций признали незаконными действия налогового органа по принятию уточненных налоговых деклараций по НДС за указанные налоговые периоды 2018 – 2019 годов при отсутствии доверенности от имени налогоплательщика, обязав инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Подробнее о санкциях за применение ПСН при торговле маркируемыми товарами узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступВ остальной части заявленные обществом требования (о признании незаконным бездействия налогового органа по непринятию мер на сообщение заявителя о подаче в инспекцию неуполномоченным и не имеющим отношения к обществу лицом уточненных налоговых деклараций, обязании налоговых органов устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки спорных уточненных налоговых деклараций и восстановлении результатов первичных налоговых деклараций, представленных заявителем), оставлены без удовлетворения, поскольку, по мнению судов, действующими в рассматриваемые периоды положениями НК РФ и Административным регламентом налоговым органам не было предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации. Устранение последствий нарушенного права в такой ситуации возможно, как отметили суды, только путем подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов.
СКЭС ВС РФ считает несостоятельной ссылку налогового органа и судов на п. 4.1 ст. 80 Налогового кодекса, в котором установлены основания признания декларации непредставленной, в их числе – подписание декларации или расчета неуполномоченным лицом, и вступление в силу указанных изменений. Рассматриваемая редакция ст. 80 НК РФ направлена на законодательное установление в административном порядке оснований и механизма признания декларации, поданной налогоплательщиком, непредставленной, и соответствующие правовые последствия совершения указанных действий для такого лица.
В настоящем споре налоговые декларации поданы не самим налогоплательщиком, а иным лицом, что установлено судами трех инстанций и по существу признано налоговым органом. Следовательно, ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений, не могли служить основанием для отказа обществу в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия ВС РФ считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в части отказа в удовлетворении заявленного обществом требования, как принятые при существенном нарушении норм материального и процессуального права. Дело в отмененной части подлежит направлению на новое рассмотрение. Суду при новом рассмотрении дела необходимо рассмотреть по существу заявленные обществом требования, в удовлетворении которых было отказано, и принять решение, обеспечив реальное восстановление нарушенных прав налогоплательщика. Соответственно, с учетом результата рассмотрения требований суду следует решить вопрос о возмещении заявителю расходов по уплате государственной пошлины (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 19 августа 2022 г. № 306-ЭС22-7274).