Доходы от компенсации затрат: как учитывать возмещение расходов, оплаченных по КФО 5 и 6?
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
Каждый бухгалтер знает: согласно Инструкциям по бухгалтерскому учету бюджетных и автономных учреждений суммы задолженности по компенсации расходов отражаются по дебету счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат". Применяемая методология бухгалтерского учета и раньше не содержала каких-либо ограничений по КФО, в рамках которых могли отражаться расчеты с использованием счета 209 30 Вместе с тем существовал устоявшийся порядок отражения таких показателей в отчетности – они указывались в отчетных формах, сформированных по КФО 2.
Поскольку компенсация затрат является именно новым доходом, а не восстановлением кассовых расходов учреждения, отражение таких поступлений по иным КФО вызывало определенные сложности при формировании отчетности. Более того, до 2021 года начисление доходов по счету 401 10 134 с указанием КФО 5 или 6 было запрещено Инструкцией № 33н – в графе 4 "Деятельность с целевыми средствами" Отчета (ф. 0503721) строка 040 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат", предназначенная для отражения доходов по ст. 130 КОСГУ, просто не могла быть заполнена.
Ситуация кардинально изменилась в прошлом году именно благодаря уточненному порядку формирования отчетности.
Во-первых, благодаря поправкам в Инструкцию № 33н, начиная с отчетности за 2021 год при составлении Отчета (ф. 0503721) разрешено отражать доходы от компенсации затрат по деятельности с целевыми средствами. Снимая запрет на отражение доходов по КФО 5 и 6 на счете 401 10 13Х, специалисты финансового ведомства фактически указали на признание доходов от компенсации затрат не только в рамках приносящей доход деятельности, но и в рамках иных источников финобеспечения деятельности.
Во-вторых, изменились и контрольные соотношения в части субсидии на задание. В системном письме по годовой отчетности-2021 был сделан акцент на отражение возмещений ранее произведенных расходов именно по тому КФО, в рамках которого компенсируемые расходы были произведены. В частности, методологи обратили особое внимание на допустимые расхождения между показателями Отчета (ф. 0503127) органа-учредителя и Отчета (ф. 0503737) учреждения в части перечисленной субсидий на задание в случае включения учреждением по АнКВД 130 (которые увязываются с подстатьями ст. 130 КОСГУ) в рамках КФО 4 иных поступлений, кроме средств субсидии на задание. Отклонения возможны на суммы средств, поступивших учреждению в порядке компенсации (возмещения) ранее произведенных расходов.
Таким образом, компенсация ранее произведенных расходов (возмещение затрат) отражается по тому КФО, за счет средств которого были осуществлены подлежащие возмещению расходы.
Новый подход к отражению в учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений доходов от компенсации затрат, с одной стороны, упрощает работу бухгалтеров, а другой – вызывает ряд вопросов, многие из которых не урегулированы Инструкциями. В частности, важно помнить, что при возмещении ранее произведенных расходов за счет целевых субсидий у учреждения возникает необходимость перечислить поступившие средства в доход бюджета. А еще нельзя забывать, что операции с целевыми субсидиями влияют на учет и отчетность не только учреждения – получателя субсидии, но и учредителя, предоставившего средства. А значит, двум сторонам расчетов необходимо обеспечить синхронность отражения в учете операций с целевыми средствами и сопоставимость таких показателей в отчетности.
В новом аналитическом материале наши эксперты на конкретных примерах рассмотрели, какими проводками отразить в учете учреждения и органа-учредителя операции с доходами от компенсации затрат, произведенных за счет средств целевых субсидий в текущем году и в прошлые отчетные периоды.