Действующие сейчас правила учета курсовых разниц планируется не распространять на банки
© SergeyP / Фотобанк Фотодженика |
Нормами налогового законодательства установлены особые условия учета курсовых разниц для целей налога на прибыль в 2022 – 2024 годах (подп. 7.1 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса). Так, датой получения доходов в виде положительной курсовой разницы по требованиям, стоимость которых выражена в иностранной валюте признается дата прекращения требований при дооценке которых возникает такая курсовая разница. Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Аналогичный порядок применяется и в отношении отрицательных курсовых разниц, но вступает в силу с 1 января 2023 года.
Требования, стоимость которых выражена в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату перехода права собственности, прекращения требований или на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Т. е. положительная курсовая разница в 2022 – 2024 годах и отрицательная курсовая разница в 2023 – 2024 годах, начисленные по требованиям, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль только по мере прекращения этих требований (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 июля 2022 г. № 03-03-06/2/67811).
В настоящее время такой порядок применяется всеми плательщиками налога на прибыль без исключений. Однако Минфин России намерен освободить кредитные организации от обязанности применять такой порядок учета курсовых разниц, поскольку в силу специфики своей работы они испытывают значительные сложности при определении курсовых разниц таким способом. Готовящиеся поправки в налоговое законодательство позволят избежать негативного практического влияния указанной нормы на размер собственных средств (капитала) кредитных организаций и их возможность выполнять в текущих условиях обязательные нормативы, установленные Банком России.