Личная заинтересованность будет исключена из мотивов злоупотребления в сфере госзакупок
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика |
Президент РФ подписал Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 345-ФЗ, в соответствии с которым из диспозиции ч. 1 ст. 200.4 Уголовного кодекса исключено указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления. Напомним, речь идет о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в указанной сфере для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Документ вступит в силу 25 июля 2022 года. Таким образом, с указанной даты за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд будет предусмотрен единственный мотив совершения деяний – корыстная заинтересованность.
В пояснительной записке к соответствующим поправкам отмечалось, что используемый в ч. 1 ст. 200.4 УК РФ термин "иная личная заинтересованность" носит оценочный характер. Его содержание разъясняется в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19, согласно которому "иная личная заинтересованность" представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. д. Вместе с тем имеющиеся разъяснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений "иная личная заинтересованность" и "ложно понятые интересы службы". Таким образом, диспозиция ч. 1 ст. 200.4 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.
Предполагается, что поправки позволят минимизировать риски чрезмерно широкого правоприменительного усмотрения при решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности за правонарушения в указанной сфере.