Новости и аналитика Новости Само по себе носительство ВИЧ не должно ограничивать право на труд

Само по себе носительство ВИЧ не должно ограничивать право на труд

Само по себе носительство ВИЧ не должно ограничивать право на труд
© IgorVetushko / Фотобанк Фотодженика

Инженер-пилот, которого не взяли на работу (в экспериментальной авиации) только из-за факта обнаружения ВИЧ-инфекции, признал недействующей соответствующую норму Федеральных авиационных правил (Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. № АКПИ22-107).

Истец указывал, что одно лишь вирусоносительство – без каких-либо объективных противопоказаний к работе, подтвержденных медицинским обследованием, нарушает его право на труд. А это противоречит ст. 5 (о гарантиях прав ВИЧ-инфицированных) и ст. 17 (о запрете дискриминации ВИЧ-инфицированных) Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции. Позицию истца поддержали Минюст России и прокуратура.

Эмитентом спорных авиационных правил был Росавиакосмос, его полномочия впоследствии были переданы Минпромторгу России. Однако данное ведомство иск не признало, сославшись на законодательство о военной службе и Расписание болезней, которое используется ВВК для определения годности гражданина к военной службе.


Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.


Верховный Суд Российской Федерации удовлетворил иск:

  • в силу ч. 2 ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);
  • в соответствии с Законом о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции, ВИЧ-инфицированные – граждане РФ обладают на её территории всеми правами и свободами. Права и свободы граждан РФ могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом (ст. 5); федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут снижать гарантии, предусмотренные этим федеральным законом (п. 2 ст. 2);
  • статьей 17 поименованного федерального закона установлен запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных, согласно которому, в частности, не допускаются увольнение с работы, отказ в приёме на работу, отказ в приёме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции;
  • по смыслу приведённых взаимосвязанных законоположений обнаружение у гражданина РФ ВИЧ-инфекции может явиться основанием для увольнения его с работы (отказа в приёме на работу), а также ограничения его иных прав и законных интересов лишь в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом;
  • однако в настоящее время в РФ отсутствует какой-либо федеральный закон, запрещающий гражданам осуществлять профессиональную деятельность в качестве авиационного персонала экспериментальной авиации в связи с выявлением у них ВИЧ-инфекции;
  • кроме того, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в п. 3 постановления от 12 марта 2015 г. № 4-П, применительно к ВИЧ-инфекции в настоящий момент мировым сообществом признано, что наличие таковой у лица не должно рассматриваться как условие, создающее угрозу для здоровья населения, поскольку вирус иммунодефицита человека, хотя и является инфекционным, передаётся не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при случайном контакте через воздух или общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными (заявление Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИДу и Международной организации по миграции об ограничениях права на передвижение в связи с ВИЧ/СПИДом, принятое в июне 2004 г.);
  • ЕСПЧ неоднократно отмечал в своей прецедентной практике, что само по себе присутствие ВИЧ-инфицированного лица в стране не представляет угрозы для здоровья населения: ВИЧ не передаётся случайно, а только вследствие конкретного поведения, включая половые контакты и использование общих шприцев, являющихся основными способами передачи; использование ВИЧ-статуса в качестве основания для применения различного режима в области доступа к образованию, занятости, медицинского обслуживания, передвижений, социального обеспечения, жилья и убежища представляет собой нарушение принципа недискриминации (постановление от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин против Российской Федерации" (жалоба № 2700/10), § 34, 64, 68, постановление от 3 октября 2013 г. по делу "I.В. против Греции" (жалоба № 552/10), § 80, 81);
  • следовательно, вопрос о непригодности авиационного персонала экспериментальной авиации к осуществлению профессиональной деятельности при выявлении у него ВИЧ-инфекции/СПИДа должен решаться исходя из объективной оценки состояния его здоровья, данной по результатам соответствующего медицинского и психологического обследования, при наличии медицинского заключения о невозможности осуществлять по состоянию здоровья эту профессиональную деятельность;
  • наличие ВИЧ-инфекции само по себе не может являться безусловным основанием для признания авиационного персонала экспериментальной авиации негодным к профессиональной деятельности при отсутствии иных объективных противопоказаний, связанных с состоянием здоровья;
  • при этом оспариваемое нормативное положение не предусматривает никакой индивидуальной оценки (обследования) авиационного персонала экспериментальной авиации, ограничиваясь лишь выявлением самого факта ВИЧ/СПИДа и вирусоносительства, который по содержанию оспариваемой нормы является безусловным и бессрочным основанием непригодности к работе авиационного персонала;
  • таким образом, оспариваемая норма не согласуется с требованиями закона и правовыми позициями судов, не допускающими ограничение прав граждан на основании одного лишь факта выявления у них ВИЧ-инфекции и без учёта необходимого баланса публичного и частного интересов, и тем самым нарушает права ВИЧ-инфицированных граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством;
  • при этом согласно пункту 6.5.2.20 приложения № 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г. и является обязательной для РФ в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), кандидаты с серопозитивной реакцией на ВИЧ считаются непригодными, кроме случаев, когда состояние кандидата было освидетельствовано и оценено в соответствии с наилучшей врачебной практикой и оценивается как скорее всего не препятствующее безопасному осуществлению прав, предоставляемых его свидетельством или квалификационными отметками. То есть по смыслу данной нормы вопрос о непригодности таких лиц к профессиональной деятельности при наличии у них ВИЧ-инфекции должен решаться после их медицинского освидетельствования и при наличии медицинского заключения о невозможности осуществлять по состоянию здоровья эту работу;
  • ссылка Минпромторга России на законодательство о воинской обязанности и военной службе подлежит отклонению, поскольку данные нормативные правовые акты имеют иной предмет правового регулирования, связанного с определением медицинских критериев годности к военной службе военнослужащих, проходящих военную службу, что подтверждено, в частности, решением Верховного Суда РФ от 15 мая 2015 г. по делу № ВКАПИ15-15.

Документы по теме:

Читайте также: