Новости и аналитика Новости Законопроекты о поправках в НК РФ: дополнительная ставка в прогрессивной шкале налогообложения и социальная доплата до прожиточного минимума
Популярно

Законопроекты о поправках в НК РФ: дополнительная ставка в прогрессивной шкале налогообложения и социальная доплата до прожиточного минимума

Законопроекты о поправках в Налоговый кодекс: дополнительная ставка в прогрессивной шкале налогообложения и социальная доплата до прожиточного минимума
© billiondigital / Фотобанк Фотодженика

С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налогообложения, которая периодически пересматривалась и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам в пределах 12-35%. С 1 января 2001 года была установлена ставка НДФЛ в размере 13% для большинства видов доходов, за исключением тех, что не связаны с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ или оказанием услуг, ставка по которым составила 35%. Несмотря на многочисленные законопроекты о введении прогрессивной системы налогообложения, с завидной периодичностью поступавшие в Госдуму, так называемая "плоская" система налогообложения просуществовала вплоть до конца 2020 года.

23 июня 2020 года Президент РФ Владимир Путин в ходе своего обращения к гражданам отметил, что такая система позволила вывести зарплаты и доходы из тени, упростить налоговое администрирование, выполнив тем самым свои основные задачи. А в условиях нового администрирования, сопровождающегося внедрением цифровых технологий, у государства появилась возможность более дифференцированно распределять налоговую нагрузку, направляя дополнительное финансирование на решение конкретных общественно значимых задач. Это позволило с 1 января 2021 года установить в России прогрессивную шкалу налогообложения, в рамках которой общая ставка налога осталась на прежнем уровне – 13%, а при сумме налоговых баз, равной или превышающей 5 млн руб., стала применяться повышенная ставка в размере 650 тыс. руб. плюс 15% суммы налоговых баз сверх 5 млн руб. (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период").


Меняется ли ставка НДФЛ с лишением налогового статуса резидента РФ? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Однако и после введения прогрессивной шкалы налогообложения – установления так называемого "налога для богатых" – споры о налоговых ставках не утихли, а направление в Госдуму законопроектов с предложениями по корректировке применяемых в рамках НДФЛ значений налоговых ставок не прекратилось. Очередные законопроекты по этим вопросам, инициированные группой депутатов нижней и верхней палат парламента во главе с депутатом Сергеем Мироновым и сенатором Ольгой Епифановой, внесены в нижнюю палату парламента 9 июня. Они касаются:

  • включения в прогрессивную шкалу налогообложения нового значения налоговой ставки по НДФЛ;
  • введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения.


Прогрессивная шкала налогообложения

Первым законопроектом1 парламентарии предлагают сделать действующую шкалу налогообложения НДФЛ более гибкой, введя в нее еще одно значение налоговой ставки для случаев, когда сумма налоговых баз за налоговый период (ежегодно) превышает 50 млн руб. Авторы инициативы считают, что при таких больших доходах ставка должна составлять 6,5 млн руб. и 18% суммы налоговых баз. Соответствующие поправки планируется внести в п. 1 ст. 224 Налогового кодекса.

В случае одобрения законопроекта с учетом предлагаемых поправок общая шкала налогообложения НДФЛ для физлиц – налоговых резидентов РФ будет выглядеть следующим образом:

Налогоплательщик

Сумма налоговых баз за налоговый период

Виды доходов, подлежащих налогообложению

Налоговая ставка

Физическое лицо – налоговый резидент РФ

Менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.

Совокупность всех доходов, подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по другим налоговым ставкам

13%

Физическое лицо – налоговый резидент РФ

 Превышает 5 млн руб. до 50 млн руб. или равна 50 млн руб.

Совокупность всех доходов, подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по другим налоговым ставкам

650 тыс. руб. + 15% суммы налоговых баз

Физическое лицо – налоговый резидент РФ

Более 50 млн руб.

Совокупность всех доходов, подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по другим налоговым ставкам

6 млн 500 тыс. руб. + 18% суммы налоговых баз

Физическое лицо – налоговый резидент РФ

Без ограничений

Доходы от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащие налогообложению доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению

13%


Сопутствующие поправки планируется внести также в п. 3.1 ст. 224, п. 1 ст. 225 и п. 1.4 ст. 225 НК РФ. В частности, приведенная шкала налогообложения устанавливается законопроектом как в отношении граждан – резидентов РФ, так и в отношении отдельных доходов граждан, не являющихся резидентами РФ, – например, доходов от:

  • осуществления трудовой деятельности по найму;
  • осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;
  • осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Россию;
  • исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
  • осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории нашей страны;
  • в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.

Предлагаемое распределение налогового бремени в зависимости от доходов налогоплательщика за счет перераспределяемых путем дополнительного налогообложения сумм НДФЛ инициаторы поправок считают более справедливым и способным существенно снизить социальное неравенство и уровень бедности.


Социальная доплата к доходам работающего трудоспособного населения

Вторым законопроектом2 предусмотрено введение в федеральное законодательство понятия "социальная доплата к доходам работающего трудоспособного населения", под которым понимается предоставление работающему в режиме полного рабочего дня гражданину денежной суммы к доходам, определенным в соответствии со ст. 210 НК РФ, до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания. По замыслу законотворцев, такая доплата будет состоять из федеральной социальной доплаты или региональной социальной доплаты, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета (на федеральном уровне – за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, на региональном – за счет средств бюджета субъекта РФ и иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета).

Согласно инициативе на федеральную социальную доплату к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения сможет претендовать гражданин, у которого общая сумма доходов не достигает величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России. При этом размер доплаты должен быть таким, чтобы в итоге общая сумма доходов гражданина с учетом доплаты достигла региональной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но была не ниже этой величины в конкретном субъекте РФ по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

В свою очередь, региональная социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения полагается тем, чья общая сумма доходов не достигает величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе проживания или пребывания получателя, превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране. Размер этой доплаты тоже будет зависеть от суммы, которой не хватает для того, чтобы приблизить общий объем доходов к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ, но не ниже региональной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ по состоянию на конец предыдущего года.

То есть согласно законопроекту фактически государство будет выплачивать гражданину такую сумму, чтобы довести его доход до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, и одновременно не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России. "Именно в этом случае можно говорить о том, что государство фактически возвращает сумму уплаченного НДФЛ для всех работающих граждан, у кого доходы ниже прожиточного минимума, доводя сумму дохода как раз до прожиточного минимума трудоспособного населения", – подчеркивается в пояснительной записке к документу.

При этом для регламентации порядка осуществления доплаты в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" может появиться отдельная статья, закрепляющая правила определения общей суммы материального обеспечения гражданина, особенности установления размера социальной доплаты, конкретизирующая категории потенциальных получателей доплаты и т. п. Ключевым тезисом здесь станет правило, согласно которому общая сумма материального обеспечения гражданина, проживающего на территории РФ и осуществляющего работу или иную деятельность в течение полного рабочего дня, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и который является налогоплательщиком НДФЛ, не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ. При подсчете общей суммы планируется учитывать суммы денежных выплат, установленных в соответствии со ст. 210 НК РФ, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме.

Что касается самой доплаты, то ее планируется назначать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее дня возникновения права на доплату на срок, пока доходы гражданина не превысят региональную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. А раз в год – с 1 января года, на который установлена соответствующая величина прожиточного минимума трудоспособного населения – размеры доплат будут пересматривать с учетом корректировки самой величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в конкретном субъекте.

В соответствии с законопроектом получить социальную доплату работающие в течение полного рабочего дня трудоспособные граждане смогут исключительно в период выполнения работы или иной деятельности в течение полного рабочего дня, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. Еще одно обязательное условие – получатель должен быть налогоплательщиком НДФЛ. Порядок обращения за доплатой определит Правительство РФ.

В числе проектируемых норм – также норма, позволяющая регионам, финансирующим региональную социальную доплату исключительно за счет собственных средств, определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы доходов, а также размер доплаты больше общеустановленного.

Предложенная законопроектом конструкция предполагает аналог ставки 0% по НДФЛ для работающих граждан, чей доход, определенный в соответствии со ст. 210 НК РФ после вычета НДФЛ не превышает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Таким образом, предложенная законопроектом конструкция предполагает аналог ставки 0% по НДФЛ для работающих граждан, чей доход, определенный в соответствии со ст. 210 НК РФ после вычета НДФЛ, не превышает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.


***

Авторы законопроектов обосновывают необходимость внесения поправок тем, что расслоение между бедными и богатыми продолжает расти за последние 20 лет. "Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума после минимальной за последние 10 лет численности в 15,4 млн человек с 2013 года продолжает увеличиваться. Если прожиточный минимум мы рассматриваем как абсолютную бедность, то люди с доходами ниже прожиточного минимума – это абсолютные нищие, численность которых с 2013 года растет и достигла 20,3 млн человек в 2016 году. В 2019 году таких человек было 18,1 млн человек, в 2020 – 19,6 млн человек. Это говорит о том, что проблема бедности является хронической, в том числе для работающего населения", – отмечают они в пояснительной записке к одной из инициатив.

Для повышения реальных доходов наименее обеспеченных граждан и повышения их покупательной способности путем достижения опережающего роста их доходов по сравнению с ростом тарифов и доходами богатейших людей и разработаны рассматриваемые законопроекты. В случае их одобрения проектируемые поправки начнут действовать с 1 января 2023 года.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 140668-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 140670-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц" в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также: