Ответственность за управление транспортным средством без водительских прав могут усилить
© monticello / Фотобанк Фотодженика |
Предлагается дополнить ст. 12.7 КоАП частью 4, предусматривающей установление повышенных мер административной ответственности за повторное управление транспортным средством лицом, лишенным водительских прав, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо обязательных работ на срок от 150 до 200 часов. Соответствующий законопроект1, направленный на повышение мер общественной безопасности, внесен в Госдуму 25 мая 2022 года.
В пояснительной записке к проекту указывается, что лицо, лишенное водительских прав по решению суда, ограничивается в праве управления транспортным средством как источником повышенной опасности в целях обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем статистические данные свидетельствуют о том, что на протяжении последних пяти лет продолжают расти показатели аварийности по вине водителей, лишенных права управления транспортным средством. В 2021 году в суды поступило 102 124 дел с участием таких водителей, а в 2020 году был зафиксирован существенный рост подобных правонарушений: суды рассмотрели более 91 тыс. дел, что на 25% превысило показатели 2019 году. Каждое девятое ДТП, связанное с выездом на полосу встречного движения, совершено лицами, лишенными права на управление транспортное средство либо не имеющими такого права, число погибших в таких ДТП в 2020 году возросло почти на 15%.
В каком случае страховщик приобретает регрессное право требования по ОСАГО к лицу, причинившему вред? С какой даты начинается течение срока исковой давности по такому требованию? Узнайте ответ из Энциклопедии решений системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
С учетом того, что по вине лиц, которые не должны были участвовать в дорожном движении в качестве водителей, совершено более трети (35,3%) ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, а доля числа погибших по их вине приближается к половине из всех погибших из-за выездов на полосу для встречного движения, совершенно очевидно, что действующие меры административной и уголовной ответственности не обеспечивают в должной степени защиту общественных интересов и решения задач безопасности. Также неуклонно растет количество дел по факту управления транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения и лишенными права управления транспортным средством или не имеющими такого права. В частности, в 2020 году число таких правонарушений по сравнению с 2019 году выросло более чем на 11% (с 54 126 до 60 153 дел). В 2021 году в суды поступило почти 60 тыс. таких дел. Таким образом, статистические сведения свидетельствуют о необходимости усиления меры ответственности за неисполнение судебного запрета о лишении права управления транспортным средством.
Разработчики проекта также отмечают, что действующие нормы административного законодательства фактически позволяют лицу многократно продолжать управление транспортным средством, будучи лишенным такого права или не имея такого права. Подобная закономерность, в свою очередь, снижает эффективность исполнения судебного решения, имеющего цель упреждения происшествий и недопущения к управлению источниками повышенной опасности лиц, признанных судом потенциально общественно опасными.
Предполагается, что принятие поправок позволит повысить уровень безопасности дорожного движения и сократить показатели аварийности на дороге, обеспечить дополнительные условия для профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Правительство РФ поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом ряда замечаний юридико-технического характера.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 130415-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.