КС РФ запретил взыскивать с военнослужащих ошибочно выплаченные им надбавки
© lu77 / Фотобанк Фотодженика |
Военнослужащему ошибочно начисляли надбавку за выслугу лет в большем размере, чем полагалось. После его увольнения командованию удалось взыскать эти средства через суд. Военнослужащий пытался оспорить такое решение. Однако суды занимали сторону нанимателя и исходили из того, что военнослужащий достоверно знал о факте переплаты и, получая ежемесячную надбавку за выслугу лет в необоснованно начисленном размере, проявил тем самым недобросовестность. Дело дошло до Верховного Суда, судья которого не расценил действия военнослужащего как недобросовестные, но констатировал, что несвоевременное внесение достоверной информации в базу данных (специальное программное обеспечение), повлекшее неправильный расчет и излишнюю выплату военнослужащему денежных средств, свидетельствует о наличии счетной ошибки. Тогда гражданин обратился с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституционный Суд пояснил, что возможность взыскания с военнослужащего излишне выплаченных ему денежных средств не исключена, в том числе когда непосредственной причиной переплаты послужили не его действия (бездействие), однако сумма полученного им довольствия явно и очевидно превышает его разумные ожидания. Вместе с тем в этом деле повышение суммы фактически полученной надбавки над полагавшейся военнослужащему по закону было незначительным (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2022 г. № 17-П).
В данном случае получение военнослужащим излишних денежных средств было вызвано ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей лицом (лицами), обеспечивающим исчисление и перечисление денежного довольствия (включая совершение расчетных операций, оформление платежных документов, внесение (передачу) необходимых для этого сведений в программное обеспечение и т.п.), поэтому на самого военнослужащего – при отсутствии недобросовестного поведения с его стороны или счетной ошибки – не может быть возложено бремя неблагоприятных имущественных последствий в виде взыскания с него необоснованно начисленных и выплаченных ему денежных средств.
Понятие "счетная ошибка" законодателем не конкретизировано. В правоприменительной практике в качестве счетной ошибки, как правило, понималась и понимается в настоящее время ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов сумм, причитающихся к выплате (данная позиция, в частности, была высказана в письме Роструда от 1 октября 2012 г. № 1286-6-1).
По мнению Конституционного Суда, в условиях применения автоматизированной системы расчета денежного довольствия военнослужащих с использованием специализированного программного обеспечения вероятность арифметической ошибки при исчислении размера соответствующих выплат практически исключена. Равным образом крайне мала и вероятность совершения такого рода ошибки при выплате денежного довольствия, притом что на сегодняшний день оно выплачивается преимущественно путем перевода денежных сумм на счет военнослужащего в банке. В то же время, как показывает практика, получение конкретным военнослужащим в качестве денежного довольствия излишних денежных средств зачастую может быть обусловлено тем, что лицо, обеспечивающее исчисление и перечисление соответствующих выплат, ненадлежащим образом оформило необходимые платежные документы и (или) внесло в указанное программное обеспечение недостоверные сведения, необходимые для расчета тех или иных выплат.
В итоге Конституционный Суд отправил дело на пересмотр и констатировал, что в условиях применения автоматизированной системы расчета денежного довольствия федеральный законодатель не лишен возможности определить содержание понятия "счетная ошибка".