Переработку – оплатить: путевой лист стал доказательством сверхурочной работы водителя
© alexlmx / Фотобанк Фотодженика |
Путевой лист не только является подтверждением объема израсходованных ГСМ, но также важен в целях оплаты труда водителя. Указание в путевом листе недостоверных данных о времени работы водителя ревизоры Казначейства отмечают как нарушение. И несмотря на то, что одни суды убеждены, что путевые листы не могут рассматриваться в качестве документа по учету рабочего времени, другие, напротив, признают их первичными учетными документами для расчета зарплаты и используют именно как доказательство сверхурочной работы водителя. Мы уже касались этой темы в новостной ленте.
И вот очередной пример судебного разбирательства о недоплатах водителям за фактически отработанное время, подтвержденное путевыми листами (Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2021 г. по делу № 2-429/2021).
При увольнении по сокращению штата учреждение произвело полный расчет с работником. Однако тот не согласился с полученной суммой, поскольку многократно привлекался к работе в выходные дни, к сверхурочной работе, но эти часы ему не оплатили. Работник обратился в трудовую инспекцию, а затем в суд.
Суд исследовал путевые листы и табели учета рабочего времени работника. Поскольку в них содержались противоречивые данные, расчет фактически отработанного времени сделали на основании данных, отраженных на лицевой стороне путевых листов. В итоге с учреждения взыскали в пользу бывшего водителя зарплату за сверхурочные часы и работу в выходные и праздничные дни, а также компенсацию за несвоевременную выплату зарплаты и компенсацию морального вреда – всего более 100 тыс. руб.
Еще одно примечательное судебное решение (Постановление Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 10 декабря 2021 г. по делу № 5-1403/2021).
Работодатель начислил зарплату водителям на основании отметок табеля. Сверхурочную работу, не отраженную в табеле, не оплатили. Работники обратились в прокуратуру. При проверке было установлено несоответствие информации о работе водителей, зафиксированной в табелях и путевых листах. Из-за несоблюдения режима труда и отдыха у водителей образовалась переработка. Однако оплата труда водителей произведена без учета фактически отработанного времени, указанного в путевых листах.
Работодателю было предписано устранить нарушения в части учета рабочего времени и доплатить водителям за работу согласно путевым листам. Обоснованность выводов прокурора подтвердили и инспекторы труда, которые по результатам своей проверки привлекли руководителя организации к ответственности ч. 1 ст. 5.27 КоАП за нарушение трудового законодательства.
Однако работодатель не согласился с требованиями прокуратуры. По мнению руководителя организации, зарплата работникам должна начисляться на основании табеля, поскольку именно этот документ, а не путевой лист, является формой по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда. Исполнять предписание прокуратуры работодатель не стал.
Прокуратура выписала руководителю еще один штраф – на этот раз по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора.