Суд: требование с потребителя паспортных данных и копии паспорта при осуществлении перерасчета за коммунальные услуги является избыточным
Это требование является избыточным, недопустимым, влечет нарушение прав граждан на обработку персональных данных в соответствии с законом. К такому выводу пришли прокуратура и суды, разбираясь в конфликте между потребителем и расчетно-информационным центром, куда потребитель обратился за перерасчетом стоимости коммунальной услуги по вывозу ТКО в период своего временного отсутствия. Принимая заявление на перерасчет, РИЦ попросил у потребителя паспорт и сделал копии нескольких страниц. Потребитель счел, что обработка таких персональных данных возможна лишь с его согласия, которого он ни РИЦу, ни даже исполнителю коммунальной услуги не давал.
Потребитель пожаловался в прокуратуру, которая также усмотрела в этом нарушение законодательства о персональных данных. Прокурор применил меру прокурорского реагирования – внес в РИЦ представление, в котором требовал, в том числе, "принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих", а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших закон.
РИЦ оспорил представление прокурора в арбитражном суде, но без успеха:
- РИЦ выступает агентом регионального оператора по обращению с ТКО и по условиям агентского договора от имени и за счет "мусорного" оператора осуществляет ряд действий, в том числе деятельность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и начислению размера платы за соответствующую услугу в пользу оператора, а также выполняет в качестве агента иные функции в интересах и от имени оператора;
- в заявлении РИЦ указывал на то, что он вправе снимать копии с документов, предъявляемых потребителем коммунальных услуг, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку, исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", исполнитель коммунальных услуг в целях соблюдения и исполнения условий договора может осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных – потребителя, при этом согласно п. 95 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации;
- между тем, согласно ч. 5 ст. 6 Закона о персональных данных обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
- Пункты 92-93 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 устанавливают закрытый перечень документов, которые потребитель должен представить для перерасчета платы за коммунальные услуги, и этот перечень не включает в себя документы, удостоверяющие личность. В данном случае потребитель показал паспорт не для подтверждения продолжительности периода временного отсутствия потребителя, а для удостоверения своей личности;
- следовательно, законодательством не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю документы (их копии), удостоверяющие личность, в том числе, для снятия их копий. А требование с потребителей документов, не являющихся обязательными при произведении перерасчета за потребляемые услуги, является недопустимым;
- что же касается довода РИЦ о том, что согласно ст. 6 Закона о персональных данных допускается их обработка в случае, если это необходимо для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, то между региональным оператором и потребителем на момент обращения для проведения перерасчета уже существовали договорные отношения. Предоставление документа, удостоверяющего личность, не является необходимым для надлежащего исполнения действующего договора по предоставлению коммунальной услуги "обращение с ТКО" (Постановление АС Уральского округа от 31 марта 2022 г. № Ф09-1630/22).