Новости и аналитика Новости Бизнес и санкции: предложения бизнес-омбудсмена по мерам поддержки
Выбор редакции

Бизнес и санкции: предложения бизнес-омбудсмена по мерам поддержки

Меры поддержки бизнеса в условиях санкций: предложения бизнес-омбудсмена
© Ancikainfot / Фотобанк Фотодженика

С 25 марта по 1 апреля текущего года Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов совместно с Институтом экономики роста имени Столыпина проводил опрос на тему: "Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций". Его результаты показали, что действие санкций ощущают на себе свыше 84% предпринимателей из более чем 43 тыс. респондентов – руководителей и владельцев компаний. При этом 1,6% уже были вынуждены закрыть свой бизнес, а 13,5% – приостановить работу. Лишь 69% опрошенных бизнесменов продолжают свою деятельность, хотя и они пока не успели адаптироваться к новым условиям. В целом порядка 60% респондентов считают главной проблемой в условиях действия антироссийских санкций спад потребительского спроса, 44,8% отмечают обострение дефицита оборотных средств и кассовые разрывы, 42,9% столкнулись с разрывом цепочек поставок, а 24,5% – со сложностями в доставке товаров.

Кроме того, в ходе опроса респонденты оценили уже имеющиеся и ожидаемые меры поддержки. Среди первых самым эффективным признан мораторий на контрольно-надзорную деятельность – так считают 49,7% опрошенных бизнесменов, снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах (47,9%), льготные кредиты для МСП (34,8%) и снятие санитарных противоэпидемических ограничений (28,8%). Что касается самых ожидаемых мер поддержки, то в их числе представители бизнеса отметили списание части налоговой задолженности (56,3% голосов), снижение страховых взносов до 15% со всей базы зарплат (50,4%), введение более дешевых и доступных оборотных кредитов (41,8%).

Результаты этого и ранее проведенных опросов показали, что текущих мер поддержки бизнесу не хватает. Истощенные в период пандемии собственные ресурсы еще не восстановлены, и новые экономические вызовы в виде введенных санкционных ограничений продолжают подрывать стабильность деятельности российских компаний. Это обусловливает необходимость усиления мер поддержки со стороны государства, нацеленных если уж не на развитие компаний, то хотя бы на их сохранение на российском рынке.

В целом Борис Титов видит два пути выхода из сложившегося из-за санкций кризиса:

  1. позитивный путь – поддержка частного бизнеса и рыночной экономики;
  2. негативный путь – директивная государственная модель и регулирование потребительских цен, способствующие дефициту товаров и гиперинфляции, и, как следствие, развитию бедности.

Более конкретные меры поддержки систематизированы и опубликованы на официальном сайте уполномоченного1 в начала апреля. Причем их перечень по мере принятия федеральными властями отдельных решений и в связи с возникновением новых вызовов периодически актуализируется. На данный момент он включает шесть системных, 63 отраслевых и семь региональных мер.


Ключевые меры поддержки

Команда бизнес-омбудсмена делает акцент на шести главных мерах поддержки, которые помогут бизнесу удержаться "на плаву" и продолжить деятельность на отечественном рынке. Во-первых, постепенное снижение ключевой ставки – отмечается, что бизнесу и так не хватает мер финансовой поддержки со стороны государства, а высокий уровень ключевой ставки еще больше усугубляет проблемы предпринимателей. Напомним, из-за введения антироссийских санкций Банк России с 28 февраля установил ключевую ставку на экстремально высоком уровне – 20% годовых (до этого ее размер был равен 9,5%). Повышенный размер ставки действовал до 10 апреля включительно, и лишь с 11 апреля снизился до 17% годовых.


С перечнем нормативных правовых актов и их ключевых положений, касающихся мер поддержки бизнеса, можно ознакомиться в специальном обзоре "Антисанкционные меры 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан)" в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Борис Титов отмечает, что курс рубля сегодня уже можно уравновесить другими средствами, в первую очередь, инструментами валютного контроля, следовательно, и необходимость держать ключевую ставку на высоком уровне постепенно отпадает. Идеальным вариантом он считает установление ключевой ставки на уровне "Инфляция минус", подчеркивая, что при возникновении новой турбулентности на валютном рынке целесообразнее использовать инструменты "налога на конвертацию", "обязательной продажи валютной выручки", а также ограничения на оборот иностранной валюты на внутреннем рынке и переводов ее за рубеж.

Во-вторых, предлагается снизить тарифы страховых взносов для всех субъектов предпринимательской деятельности до уровня, установленного для МСП, то есть 15% с базы сверх МРОТ. В-третьих, омбудсмен призывает объявить уголовную амнистию для предпринимателей, осужденных за совершение некоторых мошеннических действий, в том числе в сфере кредитования, страхования, в сфере компьютерной информации, при получении выплат, с использованием электронных средств платежа, за присвоение и растрату, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, злоупотребление полномочиями, незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки. В этом же перечне преступлений – незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, незаконная розничная продажа алкоголя, незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов и займов, незаконная банковская деятельность, незаконное создание юрлица и т. д. Более полный список преступлений поименован в ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса в контексте неприменения в отношении подозреваемого или обвиняемого в их совершении такой меры пресечения, как заключение под стражу.

Наконец, уполномоченный выступает за:

  • введение моратория по выплате основного долга по уже выданным кредитам при сохранении обязательности выплаты процентов;
  • предоставление поддержки в виде "выплат для сохранения рабочих мест" сроком на год при условии сохранения работодателем 100% рабочих мест;
  • заморозку тарифов ресурсных монополий сроком на год и исключение авансирования при оплате электроэнергии.

Надо сказать, что некоторые из перечисленных мер бизнес-омбудсмен предлагал и ранее – уже на этапе анализа результатов первого и второго этапов мониторинга текущего положения компаний, проведенного в феврале-марте текущего года.


Отраслевые меры поддержки

Вторая группа предложений включает более узкие меры, нацеленные на поддержку предпринимателей в конкретных сферах. Например, для финансово-кредитной сферы предусмотрено снижение задолженности по льготным кредитам в рамках программы ФОТ 3.0 в размере 20% от суммы долга, а также отмена комиссии за досрочное погашение кредитов. Для налоговой сферы: введение моратория на уплату штрафов и пеней, в том числе по налогам, страховым взносам и иным обязательным платежам на 3 месяца с возможностью последующего продления; установление для производственных предприятий нулевой ставки налога на имущество сроком на два года; предоставление права выбора способа начисления и уплаты НДС по факту оплаты, а не только по отгрузке; активизация права по рассрочке уплаты налогов на федеральном уровне и в регионах для компаний, пострадавших от санкционных ограничений и ухода иностранных собственников российских компаний. Кроме того, предлагается освободить арендаторов от платы за аренду государственного и муниципального имущества сроком на год при долгосрочной аренде и снизить вдвое размер налога на имущество тем арендодателям, которые добровольно согласились снизить плату арендаторам в связи со сложившейся экономической обстановкой (по аналогии с 2020 годом). Еще одной действенной мерой, по мнению бизнес-омбудсмена, может стать создание Китаем специального банка (клирингового центра) для торговли с Россией – этот вопрос необходимо дополнительно проработать с Правительством Китая.

Часть предложений касается экспорта и импорта – например, предлагается смягчить правила вывоза российских товаров, оптимизировав процесс предоставления сертификатов о происхождении товаров экспортерам. Также аппарат уполномоченного считает целесообразным разрешить производителям экспортной продукции несырьевого сектора, технологическим компаниям продавать меньше 80% валютной выручки исходя из потребностей оплаты импортируемых компонентов и сырья и допустить оплату закупки импортируемых компонентов, сырья непосредственно с транзитного счета. Благоприятным может оказаться для таких компаний и введение моратория на штрафы за невозврат валютной выручки. При этом по поводу валюты тоже есть предложения – привязать их курс в целях уплаты таможенных пошлин к датам курса ввоза товаров и закрепить стоимость услуг лицензированного таможенного представителя в рублях. Вместе с тем инициаторы поправок призывают обнулить ввозные таможенные пошлины на запчасти к грузовой автомобильной технике, автобусам, тракторам, сельхозтехнике, поставки которых являются критическими, а производство в России недостаточным.

Отдельным блоком выделены предложения, касающиеся поддержки МСП. В частности, речь идет об:

  • увеличении порога выручки для признания субъектом МСП;
  • индексировании с 2023 года объема максимальной выручки в два раза;
  • расширении рамок специальных налоговых режимов (УСН, ПСН) и НПД в соответствии с темпами инфляции с момента последнего установления лимитов.

Среди мер поддержки МСП – также возврат прошлогодней стоимости патента для ИП и возможности применения налогового режима УСН для субъектов ювелирной отрасли, снижение максимального уровня налоговых ставок для УСН: при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" – до 6%, при объекте "доходы" – до 3% (напомним, сейчас ставки составляют 15% и 6% соответственно). Вместе с тем омбудсмен призывает провести амнистию в отношении субъектов МСП по штрафам, начисленным за 2021 год, и распространить возможность получения поддержки, предоставляемой субъектам МСП, на все малые и средние компании, торгующие подакцизными товарами, а не только те, которые пострадали от пандемии COVID-19.

В рамках трудового законодательства предлагается закрепить в ст. 180 ТК РФ возможность временного изменения порядка компенсационных выплат при увольнении работников из тех подразделений, которые ликвидированы или упразднены ввиду отсутствия потребности в определенном виде деятельности в особо пострадавших отраслях. При этом планируется предусмотреть выплату компенсаций работникам при их постановке на учет в центре занятости.

Что касается развития туризма, то здесь предлагается не только освободить от уплаты НДС все организации, осуществляющие деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма, но и увеличить стоимость субсидирования чартерных перевозок в сегменте внутреннего туризма до 4 млрд руб. в год на 2022 и 2023 годы. Омбудсмен считает, что будет не лишним также расширить действие программы кешбэка, распространив ее на поездки, совершенные по территории России в период с 2 июля по 31 декабря 2022 года. При этом прописан и механизм привлечения иностранных туристов в страну – в частности, за счет упрощения (снятия ограничений) для въездных туристов, включая антикоронавирусные ограничения, и за счет максимальной либерализации допуска иностранных авиакомпаний к выполнению полетов в Россию.

А в преддверии принятия нового закона о туризме уполномоченный надеется, что будет установлен переходный период, позволяющий малым средствам размещения работать без прохождения обязательной классификации, а регионы смогут снизить налоговые ставки для малых средств размещения, применяющих УСН.

В отношении выездного туризма в основном предусмотрены меры, связанные с отсрочкой введения новых обязательных требований. Например, речь идет об отсрочке до 15 января 2023 года запуска реестра турагентств и о переносе минимум на 1 июня 2023 года срока вступления в силу новых обязательных требований, возлагающих дополнительную финансовую нагрузку на туроператорские компании (внесение туроператорами данных в систему "электронная путевка", принятие нового закона о туризме), о продлении до конца текущего года действия Постановления Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1073, предусматривающего возврат денег за отмененные из-за пандемии туры. Здесь же упоминается и о предоставлении возможности использования средств резервного фонда, сформированного при ассоциации "Турпомощь", на осуществление возврата туристам денежных средств по договорам, заключенным до 1 марта 2022 года, на срок до конца следующего года. Еще говорится об установлении до конца 2023 года запрета на исключение из Единого реестра туроператоров тех компаний, которые несвоевременно подадут сведения о финансовом обеспечении ответственности туроператора.

Остальные предлагаемые меры касаются поддержки:

  • транспорта и логистики – включая увеличение допустимой нагрузки на ось, снижение штрафов за нарушения норм перевозки крупногабаритных грузов, отмену платы за проезд большегрузов по региональным дорогам в весенний период, введение моратория на платежи за проезд по федеральным дорогам в рамках системы "ПЛАТОН", компенсацию разницы между первоначальной ставкой лизинга транспорта и ее повышенным размером в связи с ростом ключевой ставки, отмену штрафов за перевес для большегрузов при превышении общей массы автомобиля до 10%, нагрузки на ось – до 20%, отсрочку по исполнению госконтрактов по предоставлению пассажирских маршрутов перевозчикам в части требований о закупке новой техники;
  • кинотеатров – в части предоставления российским продюсерам и кинотеатрам субсидий от фонда кинематографии, распространения на отрасль кинотеатров возможности авансирования уплаты налога на прибыль по фактической прибыли, рассмотрения вопроса о принудительном лицензировании в РФ фильмов, размещенных в открытом доступе в Интернете, а также отмены взимания платы РАО за воспроизведение произведений авторов из стран, прекративших с Россией отношения в области авторского права;
  • сельского хозяйства – в том числе расширения программы льготного кредитования сельхозпроизводителей до 75 млрд руб., обнуления ввозных пошлин на импортные семена, упрощения процедуры сертификации импортных семян и семян российского происхождения, являющихся побочным продуктом растениеводства или находящихся в стадии исследований, сокращения перечня карантинных растений, льготного оборотного кредитования для предпринимателей-поставщиков импортной сельхозтехники, принятия закона об обращении побочных продуктов животноводства, рассмотрения вопроса о введении моратория на проверки сельхозпредприятий не только для категории МСП;
  • лесной отрасли – посредством автоматического продления на год договора аренды лесных участков, введения моратория на повышение стоимости такой аренды, обнуления штрафов и пеней за просрочку оплаты лесопользования в связи со сложной экономической ситуацией, принятия госпрограммы стимулирования инвестиций в производства в области переработки леса и создания сопутствующих производств и т. п.;
  • высокотехнологических компаний (HiTech) – путем распространения мер поддержки IT-отрасли на отрасли диптех и биотех, производство аппаратной базы для IT, в том числе через формирование реестра высокотехнологичных компаний и создание программы перехода банковской системы на отечественное ПО к концу следующего года.

 

***

Отметим, некоторые предложения из числа ранее представленных аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей уже учтены и реализованы – например, сняты антиковидные ограничения, установлен мораторий на проверки, продлены сроки действия некоторых лицензий и разрешений, введен запрет на взимание штрафов по госконтрактам, исполнение которых было осложнено санкциями. Также в прошлом месяце стартовал четвертый этап амнистии капиталов, введены кредитные каникулы для МСП, реализованы некоторые налоговые меры поддержки и т. п.

Но государство намерено продолжить анализировать те слабые места российского бизнеса, по которым бьют санкции, чтобы оперативно реагировать на новые вызовы и при необходимости оказывать дополнительную поддержку. Об этом, в частности, говорилось на очередном заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. В частности, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил важность контроля за точностью и сроками исполнения всех принятых в рамках плана первоочередных действий решений для оперативного пресечения возможных отклонений. Такую работу планируется проводить совместно с регионами. 

_____________________________

1 С полным перечнем предложений по мерам поддержки в условиях санкций можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (https://ombudsmanbiz.ru/2022/04/nashi-predlozhenija-po-meram-podderzhki-v-uslovijah-sankcij/#1).

Документы по теме:

Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Читайте также: