Новости и аналитика Новости Таможенным органам могут предоставить право на производство дознания по валютным преступлениям

Таможенным органам могут предоставить право на производство дознания по валютным преступлениям

Таможенным органам могут предоставить право на расследование валютных преступлений
© anrymoscow / Фотобанк Фотодженика

Предлагается внести изменения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса, предусмотрев тем самым наделение таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж и предусмотренных:

  • ч. 1 ст. 193 Уголовного кодекса – уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ;
  • ч. 1 ст. 193.1 УК РФ – совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Правительством РФ 14 апреля 2022 года.

Представленная инициатива обосновывается следующим образом. Так, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля и выявляющие примерно 77% совершаемых в данной сфере преступлений, не уполномочены осуществлять предварительное расследование соответствующих уголовных дел. В результате орган дознания таможни возбуждает уголовное дело, производит по нему в течение не более 10 суток неотложные следственные действия и направляет по подследственности в следственное подразделение органа внутренних дел МВД России для производства предварительного следствия. Всего за период с 2019 по 2021 годы в следственные подразделения МВД России передано свыше 3,6 тыс. сообщений о преступлениях и уголовных дел, связанных с нарушением российского валютного законодательства, из которых около 1,3 тыс. – той категории преступлений, которые предлагается отнести к компетенции таможенных органов. Несмотря на вышеуказанную незначительную долю количества сообщений о преступлениях и уголовных дел от общей нагрузки следственных органов министерства расследование таких преступлений требует выделения особых ресурсов, а именно – следователей и оперативных работников, имеющих значительный опыт в сфере противодействия преступлениям в экономической сфере, связанным с осуществлением международных финансовых и иных банковских операций, таможенных и налоговых правоотношений, закупки для государственных нужд и т.п.

Уголовное судопроизводство по указанным сообщениям о преступлениях и уголовным делам, в свою очередь, характеризуется значительным объемом подлежащих выполнению следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий, что осложняется широкой географией их проведения, поскольку места совершения валютных операций зачастую находятся на значительном удалении от мест фактического совершения преступной и связанной с ней хозяйственной деятельности. В результате наиболее опытные должностные лица следственных и оперативно-розыскных подразделений МВД России максимально задействованы в расследовании таких преступлений, что существенно сокращает их возможности в расследовании иных уголовных дел и препятствует наиболее эффективному распределению сил и средств. Передача сообщений о преступлении или уголовного дела из таможенного органа, которым проведена масштабная работа по выявлению и документированию преступления, как правило, осуществляется в следственный орган, расположенный в другом регионе – по месту совершения финансовых операций, а не ведения хозяйственной деятельности, – что затрудняет и замедляет взаимосвязь и непрерывность процессов документирования преступной деятельности.

В пояснительной записке к законопроекту также отмечается, что таможенные органы выявляют указанные преступления по результатам осуществления функций органа валютного контроля, проводят оперативно-розыскную деятельность и производят неотложные следственные действия по закреплению следов преступления, а также ведут расследование по делам об административных правонарушениях, совершаемых в нарушение требований валютного законодательства РФ теми же субъектами, которые фигурируют в передаваемых в следственные органы уголовных делах и материалах. Наработки таможенных органов по противодействию незаконным валютным операциям в рамках проведения валютного контроля создают благоприятные предпосылки к реализации указанного потенциала в борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж в рамках расследования уголовных дел. При этом отсутствие полномочий по осуществлению дознания по уголовным делам данной категории в значительной степени ограничивает их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц.

Предполагается, что внесение представленных правок в действующее уголовно-процессуальное законодательство позволит таможенным органам осуществлять дознание по выявленным ими преступлениям указанной категории.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 106966-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Читайте также: