Изменения в аудиторском законодательстве: отмена плановых проверок и установлен порядок электронного документооборота с Федеральным казначейством
© remicki / Фотобанк Фотодженика |
Минфин России подготовил обзор недавних изменений, касающихся аудиторских организаций (информационное сообщение Минфина России от 25 марта 2022 г. № ИС-аудит-52). Так, в частности, в 2022 году отменяются плановые проверки аудиторских организаций (постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336). Это означает, что Федеральное казначейство не будет проводить плановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, а Минфин России не будет проводить плановые проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов.
При этом определены и допустимые случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок. Также разрешено автоматическое продление срока исполнения предписаний, выданных до дня вступления в силу этого постановления и действующих на день вступления его в силу, на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения таких предписаний (без ходатайства (заявления) контролируемого лица). При этом контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении указанного срока в контрольный (надзорный) орган. Не запрещается и проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц.
Также уточнен перечень видов аудиторских услуг (приказ Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 20н). В частности для заданий, обеспечивающих уверенность в нефинансовой информации, приведены примеры такой информации. К ним относятся сведения в информации в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии. Перечисленные примеры не являются исчерпывающими.
Кроме того, установлена форма проверочного листа для внешнего контроля деятельности аудиторских организаций ( Федерального закона приказом Федерального казначейства от 4 февраля 2022 г. № 7н). Она будет применяться Федеральным казначейством при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Помимо непосредственно формы проверочного листа приказом определен предмет контрольных действий, при осуществлении которых применяется проверочный лист, а также список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований.
Также разработан порядок электронного документооборота между аудиторскими организациями и Федеральным казначейством (приказ Федерального казначейства от 2 марта 2022 г. № 11н). Согласно ему электронные документы, предоставляемые аудиторской организацией в Федеральное казначейство, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, указывается, что сфера электронного документооборота не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую и иную тайну, охраняемую законом. Определен и порядок направления документов. До 1 января 2024 года они будут направляться в электронном виде по ТКС, а после этой даты – по ТКС и в том числе через портал госуслуг. Порядок начнет применяться с 1 марта 2023 года и будет действовать до 1 марта 2029 года.
В это же время будет действовать и порядок электронного документооборота между саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством (приказ Федерального казначейства от 2 марта 2022 г. № 11н). Положения порядка схожи с нормами порядка электронного документооборота между аудиторскими организациями и Федеральным казначейством.