Банк России и Роспотребнадзор напомнили о недопустимости навязывания страховки при продаже билетов пассажирам
© furtaev / Фотобанк Фотодженика |
Отмечается, что при реализации авиа- и железнодорожных билетов дистанционным способом (через сайт или мобильное приложение) предустановленное согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования (в виде "галочки" или другой отметки), а также click-wrap соглашение (предполагает щелчок мышью по кнопке "я согласен") сами по себе не свидетельствуют об осознанном выборе потребителем дополнительных страховых услуг (Информационное письмо Банка России и Роспотребнадзора от 23 марта 2022 г. № ИН-02-59/39, 02/6207-2022-23).
Согласие потребителя может быть признано явным и осознанным при условии, что ему предоставлена полная и достоверная информация о соответствующей услуге – доступен для ознакомления текст с описанием ключевых потребительских свойств услуги, который позволяет без дополнительных переходов по ссылкам сформировать точное представление о ней. При этом веб-форма или программное обеспечение не должны содержать заранее проставленного автоматического согласия потребителя.
Ведомства напоминают, что навязывание дополнительных услуг является нарушением законодательства о защите прав потребителей, которое может повлечь административную ответственность. Кроме того, в подобных случаях потребитель имеет право на возмещение всех своих убытков, включая цену навязанной услуги.